Парламент предварительно одобрил президентский законопроект о сокращении депутатского корпуса с 450 до 300 человек и о переходе на пропорциональную избирательную систему (полная отмена мажоритарки).
На вопрос, зачем нужно такое сокращение, в "Слуге народа" дают три основных пояснения: это улучшит качество работы ВР; поможет сэкономить госсредства; украинцы в принципе поддерживают саму идею (на референдуме 2000-го года около 90% граждан высказались за сокращение).
Как скажется на работе Верховной Рады уменьшение депутатского корпуса до "300 спартанцев"?
Опрошенные "КП в Украине" эксперты сходятся во мнении - сокращение количества народных депутатов вряд ли позитивно отразится на работе парламента.
- Нужно думать, как депутатов заставить работать, а не механически сокращать, потому что нынешние не работают или работают плохо, - говорит эксперт-конституционалист Юрий Крючковский. По его словам, если каждый народный депутат начнет старательно выполнять свои обязанности, то страна выиграет не от уменьшения, а от увеличения количества депутатов.
- От такого сокращения, как бы это странно не звучало на первый взгляд, пострадает рядовой избиратель. Если сейчас депутат представляет интересы 100 тысяч украинцев, то после сокращения – 150 тысяч. Доступ к нему будет затруднен. А это означает, что количество граждан, которые не смогут физически попасть на прием со своими проблемами, существенно увеличится, - утверждает Крючковский. – А с учетом того, что у депутатов отобрали неприкосновенность, возможности парламентария по защите интересов избирателей вообще ограничены. Ведь как он может защищать других, если он сам не защищен?!
Пострадает и качество рассматриваемых в ВР законопроектов. Все законодательные инициативы прежде, чем попасть на рассмотрение, проходят экспертизу в профильных комитетах ВР. Стратегически в парламенте должно работать, по словам Крючковского, 25-27 комитетов.
- Если хотим, чтобы комитет был рабочим, обсуждение шлось на уровне депутатов, а не сотрудников аппарата, то в каждом комитете должно быть 15-20 депутатов. То есть, опять мы выходим на цифру 420-500 депутатов, - говорит наш эксперт.
Численность депутатского корпуса - принципиальный момент и для оппозиции. Одно дело быть оппозицией при 450 депутатах, а другое – при 300. Возможности существенно ограничиваются.
- Знаете, кто больше всего радуется перспективе уменьшения количества депутатов? Олигархи! 450 человек сложнее купить, нежели 300. Экономия! - шутил в кулуарах Рады один из оппозиционеров.
- Нет, ты не прав. Сэкономить не получится. Думаю, станут приносить конверты потолще, - парировал ему стоящий рядом коллега.
"Слуги народа" уверяют - от сокращения количества народных депутатов выиграет госбюджет, экономя на 150 "дармоедах". Но никто не может назвать даже примерной суммы ожидаемой экономии. Ее никто не просчитывал. Теоретически можно говорить, что экономия составит около 150 миллионов гривен ежегодно. В госбюджете на 2019 год на выплаты депутатам и их помощникам было заложено 496, 4 млн. грн. (чуть больше 1 миллиона в год на одного депутата). А с другой стороны – во сколько обойдется ремонт сессионного зала, ведь его придется переоборудовать под 300 депутатов? Что будет с автопарком Рады, нужно ли будет сокращать количество машин?
- Экономия для госбюджета если и будет, то несущественная. Все здания Верховной Рады останутся, и их нужно будет обслуживать. Аппарат парламента плюс-минус останется прежним. А экономия на распечатке 150 папочек с документами для бюджета роли особой не сыграет, - говорит народный депутат 7 и 8 созывов ВР, юрист Леонид Емец.
К тому же, где гарантия, что "сокращенные" депутаты не затянут песню об увеличении жалования? Единственное, сэкономить можно будет на выборах. Но и здесь вопрос не в количестве депутатов, а в смене избирательной системы, отказе от мажоритарки.
- Избрать 300 депутатов по пропорциональной системе значительно дешевле, нежели 450 по смешанной. Мажоритарная составляющая удорожает избирательный процесс. Ведь в каждом округе регистрируются кандидаты, доверенные лица, наблюдатели, бюллетени изготовляются, информационные плакаты..., - поясняет экс-замглавы ЦИК Андрей Магера.
В то же время эксперт обращает внимание на то, что сокращение численности депутатов может улучшить шансы попадания в Раду "темных лошадок".
- Прослеживается общая закономерность – чем больше количество депутатов в парламенте, тем выше вероятность попадания таких депутатов по итогам выборов именно по открытым партийным спискам. К примеру, специалисты наложили итоги парламентских выборов 2014 года на модель нового Избирательного кодекса и выяснили, что из 450 депутатов более 300 были бы избраны по открытым региональным спискам, а остальные - по закрытому общенациональному списку. Если количество депутатов уменьшить до 300, это соотношение будет не в пользу открытых списков, - анализирует Андрей Магера.
Эксперты обращают внимание, что после сокращения количества депутатов до 300, придется в экстренном порядке пересматривать формулу принятия решений.
- Сегодня у нас есть несколько уровней депутатского кворума: нужно 125 депутатов – для обращения, 226 – для принятия обычного решения, 300 – для принятия конституционного решения, 45- для обращения в КСУ, ¾ от количества депутатов - процедуры импичмента. Аналитически к этому вопросу не подходят. Какой будет кворум при 300 депутатах – я не видел просчетов, - говорит Леонид Емец.
Финальное голосование согласно регламенту должно состояться на следующей сессии ВР, то есть с сентября. И нужно 300 голосов "за". Найдутся ли эти голоса? В первом чтении документ поддержали 236 парламентариев. Монобольшинство отдало за президентский законопроект только 197 "за". Помогла ОПЗЖ, - 35 голосов, и 4 внефракционных депутата.
- Очень сомневаюсь, что найдется 300 голосов. Оппозиции, в частности, "Батькивщине" и "Европейской солидарности", сейчас важно провоцировать поражение Зеленского. А данные изменения в Конституцию – имиджевый ход президента. Они свои голоса не отдадут за документ. Против данного закона и часть мажоритарщиков внутри "Слуги народа", и не только. Им не нужна пропорциональная система выборов, которая, по их мнению, делает их более зависимыми от воли партии, фракции, - поясняет политолог Владимир Фесенко.
Несмотря на то, что Верховная Рада 10 созыва на 80% пополнилась новыми лицами, проблемы остались старые. Как выяснили общественники, и старые, и новые депутаты грешат прогулами.
- 58 парламентариев приняли участие в менее чем половине голосований за сессию, - подсчитали эксперты Комитета избирателей Украины. Есть и такие народные избранники, которых крайне редко можно встретить под куполом. К примеру, член депутатской группы "За майбутнє" Антон Яценко принял участие только в 4% голосований, депутаты от ОПЗЖ Вадим Столар и Юрий Солод - 7% голосований, внефракционный Андрей Деркач - 8%. А вот самым прилежным оказался мажоритарщик, член "Слуги народа" Олег Воронько. Он проголосовал в 99,39% случаях.
Действенной управы на депутатов-прогульщиков еще не нашли. Наказание гривной не дало своих результатов. Так, в ноябре прошлого года 81 народного избранника лишили зарплаты на общую сумму 3 миллиона гривен. Тогда недополучили денег экс-президент Петр Порошенко, народные депутаты Юрий Бойко, Олесь Довгий, Александр Дубинский, Вадим Рабинович, Илья Кива, Виктор Балога.
Президент Владимир Зеленский в августе прошлого года предлагал лишать мандата тех народных депутатов, которые без уважительных причин пропустили треть пленарных заседаний Рады или комитетов парламента в течение одной сессии. Но Конституционный суд "под елочку" вынес решение – такая президентская инициатива противоречит Основному закону страны.