7 ноября
Загрузить еще

В Польше тоже есть "фабрика троллей". Журналистка раскрыла ее, устроившись туда работать

В Польше тоже есть
Фото: Фото: pixabay

Во Вроцлаве пиар-агентство создало настоящую "фабрику троллей", где работали десятки человек, а в сфере их влияния находились десятки тысяч поляков. Об этом сообщает Тhе Guаrdiаn, рассказывая о расследовании, которое провела журналистка Катаржина Прушкевич. 

Компания Cat@Net, куда устроилась работать Прушкевич, называла себя агентством по пиару и управлению репутацией в социальных медиа. В общем-то, создатели компании не согрешили против истины - именно этим они и занимались. Но вот методы...

Пройдя испытательный срок (требовалось привлечь к обмену социальным и политическим контентом 500 подписчиков), журналистка стала полноценным "троллем". Ей был предоставлен доступ к внутренним каналам коммуникаций компании, с помощью которых работники "фабрики", каждый из которых вел десять и более фейковых учетных записей, получали указания от своих кураторов: на чей контент реагировать, кого поддерживать, а кого заблокировать.

По словам девушки, все управление репутацией сводилось к управлению фейковыми аккаунтами с исполнением распоряжений руководства по взаимодействию, раскрутке и очернению указанных людей и компаний.

"Тролли" создавали контент, с помощью которого должны были привлекать внимание, завоевывать авторитет и поддержку других пользователей соцсетей. Затем "фолловеров", привлекали к поддержке потенциальных клиентов компании.

"Цель - завоевать доверие людей с обеих сторон политического поля. После того, как вы получите чье-то доверие, спроектировав их собственные взгляды на них, вы сможете влиять на них", - говорит Войцех Цесла, руководитель журналистского расследования в котором участвовала Прушкевич. 

Например, с одной стороны, агентство анонимно раскручивало Телевизионную телекомпанию Польши (TVP), которую считают провластной и критикуют за язык ненависти в адрес нацменьшинств. Учетные записи Cat@Net создали до 10 тысяч постов в защиту и поддержку TVP, а потенциальный объем охвата аудитории тогда составлял около 15 млн пользователей. С другой - продвигало на выборах в Европарламент депутата Сейма от партии Демократический левый альянс.

Также некоторые "тролли" концентрировались на теме авиации и обороны. Их "целями" были ключевые лица, принимающие решения о заключении основных правительственных оборонных контрактов.

Интересный момент: большинство работников Cat@Net, как выяснилось, являются людьми с инвалидностью, что позволяет компании получать значительные государственные субсидии из Польского национального фонда реабилитации инвалидов. По данным журналистов, с ноября 2015 года компания получила из фонда сумму, эквивалентную почти 10 млн ​​гривен.

В ответ на расследование журналистов руководство Cat@Net разместило на своем веб-сайте заявление, где категорически отрицает обвинения в том, что является "фабрикой троллей". Фирма подчеркнула, что сфера деятельности компании - аутсорсинг маркетинговых операций в социальных сетях. Cat@Net просто передает точную информацию, говорит за своих клиентов и продвигает их продукты и услуги, как и любое другое агентство такого рода.

А как в Украине?

16 сентября менеджмент Facebook заявил, что зафиксировал в Украине "фабрику троллей". Хотя если соблюсти точность в определениях, сам Фейсбук не называет заблокированные им сайты "фабриками троллей". Так  подобные издания окрестили журналисты. Этот термин появился после расследования "Новой газеты". В 2013 году российское издание написало о компании со штаб-квартирой в Санкт-Петербурге, которая занимается воздействием на общественное мнение. Одним из методов сотрудников назвали "троллинг".

Компания заблокировала страницы четырех украинских сайтов: Znaj.ua, Politeka, Hyser и akcenty.com.ua. Фейсбук "закрыл" их одновременно с несколькими иракскими. Во всех нашли "скоординированное недостоверное поведение". Глава кибербезопасности Facebook Натаниэль Глейхер сообщил в блоге компании, что сайты "вводили в заблуждение о том, кто они и чем занимаются".

По версии Фейсбук украинские сайты:                                 

  • манипулировали людьми;
  • использовали поддельные учетные записи и меняли имена;
  • изображали из себя четыре разных новостных сайтах, но на самом деле они связаны;
  • связаны с украинской PR-компанией Pragmatico;
  • у сайтов было подозрительно много подписчиков – больше 4 миллионов;
  • потратили на рекламу в Facebook и Instagram 1,6 миллиона долларов;

Вместе со страницами Znaj.ua, Politeka, Hyser и akcenty.com.ua Фейсбук удалила связанные с ними учетные записи и созданные ими группы. Всего в украинском сегменте соцсетей удалили 168 учетных записей, 149 страниц и 79 групп. Все они использовались для того, чтобы имитировать новости. Глейхер отметил, что все ниточки вели к PR-агентству Pragmatico.

В украинских медиа, попавших в "расстрельный список" Фейсбука, опровергли причастность к каким бы то ни было схемам по производству фейков, равно как и связь с Pragmatico.

В ТЕМУ

Американские ученые: Россия - лидер по дезинформации в Интернете

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Журналисты в фильме показали "ботоферму" изнутри и рассказали, кого из политиков "мочили" в комментариях 

 Речь идет о "ботофермах", работавших во время парламентских выборов-2019. Расследование вышло через три дня после того, как Фейсбук заблокировал страницы украинских новостных сайтов Znaj.ua, Politeka, Hyser и akcenty.com.ua.  

 

Новости по теме: троллинг СМИ Польша