Минувшей зимой в самый разгар президентских выборов в Украине разгорелся громкий скандал, который касался коррупции в оборонном секторе. Главным фигурантом расследования был тогдашний первый заместитель секретаря Совета нацбезопасности и обороны Олег Гладковский и его сын Игорь. Последний наладил контрабандную поставку российских деталей на оборонные предприятия Украины, которые продавали по завышенной цене. В расследовании говорилось, что чиновник знал о деятельности своего сына, однако никто из них так и не был задержан.
В начале марта Олег Гладковский был отстранен от своей должности, но своей вины или вины своего сына он не так и не признал. Тогда семья Гладковских заявила, что стала жертвой предвыборных манипуляций. Более того, чиновник обещал подать в суд на журналистов.
Тогда же НАБУ открыло два уголовных производства по данному делу и провела ряд обысков. Параллельно в Киеве проходили митинги самых разных активистов, которые требовали задержать чиновника и его сына, однако до этого дело так и не дошло.
В итоге президентские выборы прошли, а за ними прошли и парламентские. Казалось, что дело Гладковского так и останется пылиться на полках НАБУ. В середине июля экс-чиновника даже вызвали на допрос, но до задержания так и не дошло.
Сейчас же, когда новая власть сформировала свой Кабмин со "своим Генпрокурором", вопросы по поводу Гладковского начали звучать еще чаще.
Во время недавнего пресс-марафона президента Украины Владимира Зеленского неоднократно спрашивали прямо: "Что там с делом Гладковского?" - на что глава государства ответил буквально следующее:
- Этим вопросом занимаются правоохранительные органы, и скоро вы это услышите. Увидите результат, насколько я знаю, и насколько та информация, что есть у меня, реальна.
Развязка наступила только сейчас. 17 марта Олег Гладковский вместе со своей семьей направлялся в аэропорт "Борисполь", чтобы отправиться в Брюссель. Однако украинские пограничники так и не дали ему покинуть территорию Украины. В итоге автомобиль Гладковских развернулся и выехал из терминала, после чего был задержан сотрудниками НАБУ в районе ресторана Kidev.
Вскоре появился и официальный комментарий от самого НАБУ. В ведомстве утверждают, что задержание связано с расследованием по ч.2 ст. 364 УК Украины.
- НАБУ подтверждает задержание экс-первого заместителя секретаря СНБО по подозрению в злоупотреблении служебным положением. Следственные действия продолжаются. Сейчас это вся информация, которую мы можем сообщить, учитывая сохранение тайны следствия. Детали – позже, - сказано в сообщении.
По словам бывшего народного депутата Украины Сергея Лещенко, задержание Гладковского было напрямую согласовано с Генеральной прокуратурой Украины. Также бывший депутат утверждает, что это дело, в рамках которого производилось задержание, было напрямую связано с компанией "Богдан".
- Олег Гладковский задержан по делу закупки для нужд оборонной сферы автомобилей МАЗ, которые перебрендировались и проходили "отверточную сборку" в автомобили Богдан. Делалось это на предприятиях, связанных с Гладковским и Порошенко. Данная техника поставлялась для нужд обороны без проведения тендера и при наличии явного конфликта интересов, то есть личной заинтересованности Гладковского и Порошенко, - написал Лещенко в своем Telegram.
Уже после увольнения из СНБО Олег Гладковский спустя пять лет вернулся в корпорацию "Богдан" на должность главного руководителя. К слову, именно он является конечным бенефициаром данной корпорации. Как оказалось, в Брюссель экс-чиновник направлялся в рамках своей работы в "Богдане".
- Все это задержание – не более чем инсинуации и попытка создать картинку для телевидения. Гладковский как президент автомобильной корпорации "Богдан" сегодня должен был вылететь на открытие автовыставки в Брюссель, на которую был официально приглашен организаторами. Поэтому такие действия не имеют ничего общего с правосудием, скорее это можно расценить как ручное управление силовыми органами, - сообщили в пресс-службе корпорации.
Там же напомнили, что до сих пор Гладковский не является фигурантом ни одного уголовного дела, а следовательно, и поводов для его задержания быть не может.
Впервые о причастности экс-чиновника к незаконным закупкам заговорили в марте 2018 года. Тогда журнал "Новое время" опубликовал расследование, в котором доказывалась причастность Министерства обороны к закупкам по завышенным ценам старых БМП-1 (выпуска 1966—1983 годов) у польской фирмы Wtorplast.
В материале сообщалось, что сделкой занимались Олег Гладковский и бывший нардеп Сергей Пашинский. Факт данных закупок вскоре подтвердил тогдашний министр обороны Степан Полторак.
Уже после этого журналисты нашли кипрскую компанию PetraLink Limited, которая в рамках засекреченного оборонного заказа приобретала технику по 154 тысяч долларов США за единицу у чешской компании Real Trade. По документам БМП-1 проходили как модернизированные, но фактически они не отличались от типовых машин, выпускавшихся в ГДР в 1980-е годы.
По-настоящему громкий скандал прогремел в феврале 2019 года, когда журналисты "Бигус Инфо" раскрыли схему сына Олега Гладковского – Игоря. В данных материалах шла речь не просто о закупке техники по завышенной стоимости. Дело было в том, что торговля велась непосредственно с Россией.
Главными действующими лицами выступали Олег Гладковский, его сын Игорь, знакомые Игоря — Виталий Жуков и Андрей Рогоза, Павел Букин (в то время глава ГК "Укрспецэкспорт"), Вадим Шкавро (директор Киевского бронетанкового завода), Яков Мормыло (директор Харьковского бронетанкового завода) и Роман Тымкив (директор Львовского бронетанкового завода).
В схеме были задействованы три основные подставные фирмы, одна из которых принадлежала бизнес-партнеру Гладковского и по совместительству президенту Украины Петру Порошенко, с которым экс-чиновника связывали долгие дружеские отношения.
Компания-посредник ООО "Оптимумспецдеталь" через цепочку посредников поставляла на три украинских бронетанковых завода детали для техники. Как правило это были списанные запчасти из России, либо комплектующие крайне низкого качества, снятые со списанной или подлежащей ремонту украинской техники.
Отдельно была налажена еще одна схема по ремонту авиационной техники "Укроборонпромом". С августа 2016 по март 2017 года 410-й завод гражданской авиации в Киеве ремонтировал два самолёта Ан-26 Национальной гвардии Казахстана. Для ремонта самолетов нужны были высотометры. В итоге через две фирмы-прокладки в Объединенных Арабских Эмиратах у России были закуплены шесть приборов (РВ-5МД1, ВЭМ-72ФГ и ВМФ-50). В общей сложности "Укроборонпром" заплатил за данные детали 580 тысяч долларов. Реальная их цена составляла 85 тысяч.
В общей сложности участники схемы заработали 250 миллионов гривен.
Сразу после скандала Игорь Гладковский записал собственное видео в том же стиле, в котором вышло расследование Bihus.info. ролик получился действительно эффектным по форме, однако был раскритикован за свое содержание.