Турборежим новой Верховной Рады продолжается. Еще 9 сентября народные депутаты планировали рассматривать в первом чтении законопроект №1012 об импичменте президента в четверг, 12 сентября. Все переигралось в последнюю минуту и его включили в повестку дня парламента 10 сентября.
Ожидалось, что законопроект примут в первом чтении. Но турборежим на то он и турборежим. Закон приняли в четыре голосования.
Первое - 270 голосами депутаты приняли решение, чтобы рассматривать законопроект об импичменте по сокращенной процедуре. Второе голосование - 337 голосами депутаты приняли законопроект за основу. Третьим голосованием в 245 голосов депутаты утвердили, что законопроект не требует доработки, то есть правки в него вносить нельзя и не нужно.
Затем было четвертое голосование - 245 голосов "за" принятие закона об импичменте президента. Это означает, что после того как спикер Верховной Рады Дмитрий Разумков подпишет принятый законопроект, он ляжет на стол президенту. Владимир Зеленский имеет право в течение 15 дней воспользоваться правом вето или подписать закон.
Закон вступает в силу со следующего дня после его обнародования в официальных СМИ.
Народные депутаты от "Евопейской солиданости", "Батькивщины" и "Голоса" возмущены голосованием за законопроект об импичменте. Депутаты утверждают, что столь важный законопроект был принят с вопиющим нарушением регламента.
Во-первых, депутатам не дали возможности внести свои поправки к президентскому законопроекту. Во-вторых, в повестке дня рассмотрение законопроекта значилось исключительно в первом чтении, но в итоге документ был проголосован во втором чтении.
В-третьих, согласно действующему Регламенту ВР, нельзя принимать в целом законопроект в один день. По процедуре сначала должно быть рассмотрение законопроекта в первом чтении. Затем депутатам дается 14 дней (при сокращенной процедуре 7- дней, авт.) для внесения поправок в документ. И лишь потом законопроект выносится на рассмотрение сессионного зала во втором чтении.
- В этом документе очень скрупулезно выписана процедура импичмента. Заложены какие-то даже морально-этические моменты. Если в процессе процедуры импичмента окажется, что президент "чист", то спикер Верховной Рады должен извиниться публично перед президентом, - сказал в кулуарах Верховной Рады замглавы фракции "Слуга народа" Александр Корниенко.
Законопроект об импичменте подал в Верховную Раду президент Владимир Зеленский. Документом предусматривается, что Верховная Рада может отстранить президента от должности в порядке импичмента исключительно в случае совершения им государственной измены или иного преступления. Процедуру импичмента может инициироваться большинством народных депутатов от конституционного состава, то есть 226+.
Далее после этого голосования, Рада должна обратиться в Конституционный и Верховный суды для получения заключений о соблюдении конституционной процедуры расследования и рассмотрении дела об импичменте, а также о том, что действия главы государства содержат признаки госизмены или иного преступления. После решения судов, вопрос об импичменте вновь попадает на рассмотрение в Верховную Раду. Чтобы досрочно отправить президента в отставку, за такое решение должно проголосовать не менее трех четвертей народных депутатов от конституционного состава ВР, то есть 337.
Парламентарии от "Европейской солидарности" и "Голоса" уверяют, что процедура импичмента, которую предлагает Владимир Зеленский, лишена смысла. Реализовать ее на практике невозможно!
- Для импичмента на последнем этапе нужно 3/4 голосов от депутатского состава. Это 337 голосов. Чтобы изменить Конституцию - достаточно 300 Президент более защищен, чем Конституция. Нонсенс. Прежде всего, нужно вносить изменения в Конституцию и уменьшить порог голосов. А не играть в процедуры, которые без этих изменений без смысла, - утверждает народный депутат от "Голоса" Роман Лозинский. В "Слуге народа" не торопятся корректировать статьи Конституции, расписывая детально в Основном законе процедуру отставки президента. Уверяют, что на данном этапе достаточно закона.
- Принятия решения об обвинении президенту, в части привлечения Конституционного и Верховного судов не регламентировано в сроках. То есть на этом этапе процедура может длиться вечность, - указывает не еще один нюанс президентского законопроекта Лозинский. Но и это, по словам парламентария, еще не все "подводные камни" документа.
- Мое "любимое" - статья 23 о прекращение процедуры импичмента: "Отставка по собственному желанию Президента Украины, в отношении которого инициировано импичмент, является основанием для прекращения процедуры импичмента на любой стадии". То есть, Янукович мог избежать любой ответственности, если бы написал "заявление по собственному желанию", - отметил Лозинский.
На сегодняшний день процедура импичмента достаточно четко расписана в Конституции Украины. Но реализовать ее невозможно из-за то, то процедура импичмента, которая закреплена в Регламенте Верховной Рады дает ссылку на отдельный закон о парламентских специальных временных следственных комиссиях. А этого закона пока не существует. А тот, который был принят Верховной Радой восьмого созыва, президент Владимир Зеленский ветировал.
Импичмент президенту может запустить простое большинство народных депутатов от конституционного состава Верховной Рады (226 голосов).
После этого создается специальная временная следственная комиссия, в состав которой будут входить народные депутаты, специальный прокурор и специальные следователи.
Спецпрокурором может стать как народный депутат, так и прокурор со стороны. Одно из главных требований к нему – не менее 10 лет работы на должности прокурора или следователя.
В свою очередь, президент Украины будет иметь право на защитника (их может быть и несколько), которым может стать юрист с опытом работы в сфере права не менее 10 лет.
Комиссия будет готовить выводы и предложения относительно совершения президентом Украины государственной измены или другого преступления. Выводы комиссии будут рассматриваться на открытом заседании парламента, за исключением случаев, когда будет обнародоваться секретная информация, составляющая государственную или иную охраняемую законом тайну.
Затем парламент тайным голосованием принимает решение о виновности президента в преступлении. Если голосов будет недостаточно, то спикер парламента объявляет о прекращении процедуры импичмента. Если достаточно, решение ВР проходит Конституционный и Верховный суды.
Если они подтвердят виновность президента и легитимность процедуры импичмента, то Верховная Рада не менее чем 338 голосами (три четверти), отстраняет президента от власти.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ