25 ноября
Загрузить еще

Экс-директор "Мистецького Арсеналу" Наталья Заболотная: После конфликта с Порошенко от меня шарахались, как от прокаженной

Экс-директор
Фото: Фото: ukr-id.com

Наталья Заболотная шесть лет возглавляла "Украинский дом" и еще шесть - "Мистецький арсенал". Она организовала десятки успешных выставок, а основанный ею "Книжный Арсенал" ежегодно собирает тысячи посетителей. В 2016 году завершилась каденция Заболотной на посту руководителя "Мистецького Арсеналу". Тогда на заседание конкурсной комиссии, которая должна была выбрать нового руководителя, пришли люди в военной форме и потребовали назначить на это место Олесю-Островскую Лютую. Заболотная считает, что лишилась любимой работы, поскольку перешла дорогу Петру Порошенко. 

"КП в Украине" поговорила с Заболотной о конфликте с экс-президентом, переезде Владимира Зеленского с Банковой в "Украинский дом", культурной политике страны и ее новых проектах.

- Сегодня культурная общественность обсуждает идею команды Владимира Зеленского объединить три министерства в одно - Минкульт, Миниформполитики и Минспорта. Что вы об этом думаете?

- Считаю, что в столь сложное и неоднозначное время надо всячески углублять социо-культурную политику страны. Поэтому это сочетание выглядит, с одной стороны, несколько эклектичным, а с другой - ликвидация Министерства культуры и спорта происходит как бы из-за ненадобности и отсутствия весомой значимости этих направлений. Мне кажется, что при объединении этих троих абсолютно разных направлений многое в культуре и в спорте уйдет на второй план. И это при том, что каждое из направлений, особенно культура, является стратегически важным, особенно в наших тяжелых условиях гибридной войны и очевидного гуманитарного дефолта.

- То есть нужно все оставить, как есть?

- Идеальной была бы формула оставить их под кураторством гуманитарного вице-премьер-министра, который мог бы быть гарантом новой эффективной гуманитарной политики государства. Он по должности мог бы стать главой наблюдательного совета, к примеру, Фонда гуманитарного развития Украины. Как в той же Великобритании "Фонд добрых дел".

Я хотела предложить президенту Зеленскому Минкульт преобразовать в Министерство культуры, туризма и диаспор – мы имеем в этом колоссальный потенциал, который не используем даже на 5 процентов. Вообще каждое стрессовое решение было бы корректнее выносить на общественное обсуждение.

Но, тем не менее, если все же такое объединение состоится, то аргументом должна быть как минимум новая стратегия гуманитарной безопасности страны, но ни коим образом не "кадровый голод", как объясняют такое слияние/урезание представители новой команды. Во всяком случае, хочется верить, что начнется хоть какая-то работа в этих областях, так как Министерство культуры под руководством Нищука молчаливо превратилось в Министерство недвижимости и культурной ампутации.

"Я СОВЕТОВАЛА ЗЕЛЕНСКОМУ НЕ ЗАХОДИТЬ В ЗДАНИЕ АП НА БАНКОВОЙ"

- Еще одна обсуждаемая инициатива Зеленского – переезд с Банковой в Украинский дом, который вы возглавляли с 2004 по 2010 годы. Это хорошая идея?

- С Владимиром Зеленским мы общались на протяжении моего почти 15-летнего шествия культурным ландшафтом страны. Поскольку он всегда был достаточно влиятельной личностью на самых крупных телеканалах страны, то я его просила информационной поддержки моих проектов – вначале будучи директором Украинского дома, позже -  "Мистецького Арсеналу". Поскольку эти институции были в составе злополучной ДУСи, а значит, имели отношения к Администрации президента, то я очень хорошо знала здание АП изнутри. Это действительно тяжелое и одиозное место, и я понимаю желание президента Зеленского переехать в другое здание. Там царит атмосфера, которая абсолютно не способствует реформированию. Это своего рода Бермудский треугольник. Еще во времена предвыборной гонки в эмоциональном порыве я ему написала: "Владимир, не заходите в Администрацию президента. Лучше передайте это здание под музей".

- Украинский дом для переезда подходит?

- Когда я узнала об этой идее, то первое время была в ужасе. Украинский дом – это очень сложный объект, который строили впопыхах, меньше чем за полгода, под очередную годовщину со дня рождения Владимира Ильича Ленина. Здание не имеет нормального фундамента, так как его впопыхах то ли забыли, то ли не успевали заложить. Мы столкнулись с тем, что в подземных помещениях во время ливней по косточки стояла вода.Там как в пещере - образовывались сталактиты и сталагмиты. И там же расположен огромнейший кондиционер. Этот этаж напоминал мне машинное отделение на "Титанике".

В здании мраморные стены и гранитные полы. Соответственно, летом там бывает очень жарко, а зимой страшно холодно, фактически отсутствует теплоизоляция. Там ни одно окно не открывается. Украинский дом построен по всем канонам советского музея, как капсула. Конечно, команда президента хочет Украинский дом модернизировать - сделать там ремонт, насытить новыми технологиями, но не знаю, удастся ли это осуществить так быстро, как хотелось бы. Но больше всего в смене места меня настораживало, что это самый небезопасный объект в плане доступа к нему, возможности обстрелов и захватов.Что подтвердил опыт двух революций. С другой стороны, транспарентность – это то, чего нам всегда не хватало во власти. Вот Украинский дом и станет ее символом, даже в таком важном визуальном воплощении. Но самое главное, что это здание (коль его не снесли в процессе декоммунизации), действительно нуждается в физический и смысловой реконструкции! Иначе Украинский дом, если его не "подпереть", когда-то может сложиться как карточный домик. А так - быть ему своего рода украинским "Белым домом".

Да и в то, во что он превратился в последнее время - надо немедленно пресечь. Это пристанище титушек, порошенко-березенковских и ярмарок всевозможного ужаса на Европейской площади с шароварным орнаментом. Поэтому, наверное, неплохо, если бы каждый президент куда-то переезжал, облагораживая очередную культурную институцию.

Если бы еще Верховная Рада переехала для начала, к примеру, в Канев - в Шевченковский культурный центр, чтобы наконец-то появился стимул завершить строительство этой 35-летней мечты украинцев всего мира. А депутаты тогда точно не отвлекались бы от своей главной миссии, делегированной им народом Украины. И сколько полезных дел можно было бы по ходу осуществлять в регионах, если была бы ежегодная миграция парламента - дороги, отели, конгресс-холлы, рестораны, музеи…

- А что делать с экспонатами, которые хранятся в Украинском доме? Могут они пострадать при переезде?

- Это страшная проблема. Была дичайшая ситуация, несовместимая ни с какими цивилизованными критериями развития демократических государств, когда Верховный суд возжелал въехать в роскошное помещение Музея истории Киева на ул. Пилипа Орлика, 7. Вначале это казалось смешным абсурдным капризом. И воспринималось как прихоть, но потом стало не до смеха. Это был предвыборный период, как раз заканчивалась каденция Кучмы, он должен был идти на второй срок. Глава Верховного суда, имея не слабый вес в государстве и прибегая к манипуляциям, едва ли не ультиматум президенту Кучме поставил: я помогу тебе выиграть выборы, а ты исполни мое желание - переехать на Орлика, 7. И мэр Киева Омельченко, который не собирался перечить ни президенту, ни главе Верховного суда, лучше ничего не придумал, как перевести Музей истории Киева в Украинский дом.

Несчастные музейщики впопыхах в течение полутора-двух месяцев начали упаковывать эти в огромном количестве довольно таки ценные экспонаты, начиная от периода ранней Киевской Руси и заканчивая современным искусством XXстолетия.Ими забили два этажа Украинского дома, который на время потерял свою рентабельность, поскольку не мог сдавать в аренду помещения и, соответственно, содержать себя как госпредприятие. Некоторые диорамы просто разрушили, потому что их невозможно было демонтировать и смонтировать частями. Впопыхах какое-то количество экспонатов было уничтожено или утрачено.

- Большинство этих экспонатов до сих пор хранятся в подвалах?

- В подвалах Украинского дома хранятся экспонаты Музея Ленина, по крайней мере должны храниться. А фонды Музея истории Киева расположены на верхних этажах Украинского дома. Некоторые за все эти годы были даже не распакованы. Поскольку коробами с экспонатами были так плотно забиты залы верхних этажей Украинского дома, что не было доступа для осмотра помещений. Не сразу обнаружилось, что какое-то время над ними текла крыша и часть заливало водой во время ливней. Я не знаю, куда они собираются вывозить Музей истории Киева, но это нужно сделать. Все институции должны быть полноценными. У Киева очень много учреждений, в которых можно разместить эти фонды и сделать их возможно интерактивным и открытыми. И это задача столичной власти и Министерства культуры.

Фото
Фото
02 Августа 201918:43

"НЕ ХОЧЕТСЯ, ЧТОБЫ МИНИСТРОМ КУЛЬТУРЫ БЫЛ ЧЕЛОВЕК ИЗ ШОУ-БИЗНЕСА"

- Есть версия, что здание на Банковой отдадут Художественному музею. Это хороший вариант?

- Мы должны не просто перевозить Национальный художественный музей с их идеологической трухой и комплексами, мы должны создать такой художественный музей, который будет интересен и украинцам, и миру. Это должен быть титульный музей страны, которым бы мы все гордились. А просто переезд – это не интересно, мы должны создавать новый культурный бренд на мировой карте, тогда это будет работать. А помещение национального художественного музея надо отдать на реставрацию. В результате которой он может быть адаптирован под уникальную коллекцию скифского золота или музей сакрального искусства.

- Так а со зданием на Банковой что делать?

- Там может быть не просто музей художественный! Это должен быть некий музей украинской идентичности, обязательно с коллекцией современного искусства. Многие возмущаются, мол, какой из Банковой музей – там одни коридоры и кабинеты. Но там такие кабинеты, которые больше некоторых залов Национального художественного музея. Конечно же, его надо будет приспособить, на это понадобятся деньги и время. Но это быстрее, чем продолжать мечтать о музее в "Мистецькому Арсеналі", используя его в последние три года как money laundering и избирательный штаб Порошенко. Современная страна должна ассоциироваться с современным искусством- поэтому нам не стоит терять время, а использовать любой шанс для создания территории смыслов.

- Вы бы согласились возглавить музей современного искусства на Банковой?

-  Возможно. Я, конечно, и на большее способна! Но я абсолютно уверена, что если на Банковой все же суждено быть музею, то он станет одним из самых знаковых музеев мира. И одним из самых посещаемых. Честно говоря, после "Арсенала" за эти три года моей безработицы много успела сделать, много переосмыслила, но ты понимаешь, что невозможно долго работать и воплощать большие идеи на голом энтузиазме. Еще сложнее, когда к нему прибавляется такая злобная оппозиционность власти к твоим хорошим делам. Все это я своей кожей прочувствовала. Важна роль и министра культуры. Хочется, чтобы этот человек был не из шоу-бизнеса.

- Многие считают, что человек из шоу-бизнеса – это хорошо, потому что он знает культурную кухню изнутри.

- Я не берусь судить всех, наверное, кто-то есть в шоу-бизнесе, кто может заниматься вышеперечисленными вопросами. Шоу-бизнес – это удовлетворить вот это желание здесь и сейчас, а культура – это зреть в корень. И дело не только в том, что нам надо сделать так, чтобы человек вышел из музея с повышенной самооценкой, получил знания, прочувствовал, какая у нас великая страна. "Я счастлив, что я украинец" – этого шоу-бизнес не даст. Люди боятся заходить в музей, поскольку думают, что их уровень интеллектуальный недостаточно высок,либо там слишком скучно и неприветливо. Поэтому наши музеи нужно сделать более открытыми и дружественными. Мы должны сделать все, чтобы посетители пришли в музей, не умолив при этом достоинство искусства, не делая из него шоу-бизнес. Мы должны создать его таким, чтобы он оставлял послевкусие, чтобы люди вернулись туда снова со своими детьми, соседями, выстраивались в очереди.  Но сегодня очень важно культуру сделать одним из основных приоритетов нашей страны. Государство должно осознать, насколько это репетиционная для страны объединяющая общество основа.

- Чтобы культура стала одним из приоритетов страны, ее же нужно как-то популяризировать. А у нас этим никто не занимается на государственном уровне.

- Украинское искусство, культура должны быть максимально открыты миру: качественно представлены в онлайн-формате. Меня очень сильно напрягало отсутствие культуры, как одного из основных приоритетов, в предвыборных президентских программах. Поэтому мы с командой "Украинского интеллекта" решили объединиться с Фондом гуманитарного развития Украины, культурными и IT-институциями и создать Офис культурных инноваций. Мы собираемся предложить президенту для начала восполнить в его стратегии развития государства недостающий пазл - "Культура в смартфоне". Украинская культура, искусство должны появиться на онлайн-карте мира. И после этого мы можем претендовать на поток туризма.  Ежегодно земным шаром путешествуют 1 млрд 800 млн людей. Из них 40% - это культурные туристы. Поэтому я не перестаю утверждать, что культура - это драйвер туризма, а туризм - драйвер экономики. Культура - это бюджетообразующая отрасль в мире. Вот только дивиденды не всегда идут линейным потоком. 10 млн людей в год посещает Лувр, который на 60% является дотационной из бюджета Франции институцией. Но президент осознает, что все эти 10 млн, прилетев посетить Лувр, живут в отелях, едят в ресторанах, покупают в бутиках, посещают другую культурную и развлекательную инфраструктуру. Страна таким образом от одного знакового музея имеет колоссальный сопутствующий эффект. И таких примеров в мире тысячи.

"СЕМЬЯ ЗЕЛЕНСКИХ ЛЮБИТ ЭКСКУРСИИ"

- Должна ли первая леди заниматься гуманитарными вопросами?

- Я считаю, что это красиво, а в украинских реалиях - крайне необходимо патронировать искусство, музеи, содействовать детскому образованию, помогать деткам и женщинам, которые настоятся в социальных категориях. Надо быть таким добрым адвокатом украинского общества, которое сейчас требует защиты. Но главное, все, что бы ни делала первая леди, - должно быть искренне. К моему большому сожалению, в президентской команде нет женщин. Это зрелище двух десятков мужчин с серьезными лицами довольно-таки настораживает.  Я никогда не общалась с Еленой Зеленской, но мне кажется, что она достаточно искренний, интересный и высокоморальный человек.  И она могла бы смягчить этот угрюмый правящий пул мужчин своими добрыми делами. Стать неким проводником любви и культуры, коммуникатором между Украиной и миром. Я бы ей посоветовала взять под патронат музей на Банковой, если он там будет, сделать там открытый офис, общаться с культурными деятелями, посещать разного рода культурные мероприятия.

Как мне рассказывали знакомые с семьей президента люди, Елена и Владимир Зеленские всегда любили посещать музеи в разных странах, покупать предметы искусства. А еще мне сказали, что Владимир Зеленский - фанат экскурсий. Где бы он ни был, в любой стране записывается на самые разные экскурсии по музеям, замкам и с удовольствием слушает экскурсоводов. Это вдохновляет. Есть надежда, что он и в нашей стране захочет создать такие культурные туристические маршруты, чтобы все президенты и не только записывались на экскурсию.

- То есть Елене Зеленской никакой государственный фонд возглавлять не нужно?

- Ни в коем случае. У нас был едва ли не первый в мире прецедент, когда первая леди возглавила государственный фонд, дабы распоряжаться государственными деньгами. Везде первые леди учреждали частные фонды. Но я буду рада, если в своей публичной деятельности Елена Зеленская обратит внимание на разрушающиеся замки, дворцы, на музеи, которые требуют переосмысления и модернизации, на современных украинских художников, которые умирают в нищете и забвении, Ну и, конечно, на детей, которые никогда не были в приоритете у власти: чтобы она прочувствовала их будущее, как своих собственных. И сделала все возможное, чтобы ее муж помнил, ради чего взошел на трон.

Елена Зеленская на экскурсии в Берлине во время рабочей поездки президента. Фото: instagram.com 

"ИЩУ РАБОТУ. ТАК И НАПИШИТЕ"

- Когда будет новый конкурс на должность директора "Арсенала", подадите свою кандидатуру?

- Я надеюсь, что после эпохи Петра Порошенко конкурсы перестанут быть ритуальными провластными перформансами. Если новая команда посчитает, что им нужен мой опыт, то я готова это обсуждать.

- Как вы морально справились с этой ситуацией, когда ваше детище вырвали из рук?

- Если честно, то я до сих пор не справилась. Когда было голосование за нового директора "Арсенала", мне это напомнило какой-то 37-й год, собрание политсовета, на котором меня исключают из комсомола. Главой комиссии был директор национальной оперетты Богдан Струтинский, с которым мы до этого по-приятельски общались. Я тогда с ужасом осознала, что, если бы этим людям в комиссии "со стороны жениха" (читай Порошенко) сказали меня расстрелять, они бы сделали это.

Это был сложнейший период в моей жизни, когда я осталась одна с двумя маленькими детьми на руках. Без мужа, без особых средств для существования (с 2004 по 2014 год Заболотная жила в гражданском браке с народным депутатом 6-го созыва Игорем Савченко – Авт.). А тут у меня еще и забрали любимую работу. Не было никаких альтернатив, запасных полигонов. Люди, которые раньше поддерживали дружеские отношения, даже стеснялись со мной общаться, потому что я считалась неугодной Порошенко. От меня шарахались, как от прокаженной, и это длилось три года.

- У вас был определенный уровень жизни, к которому вы привыкли. За счет чего вы сейчас его поддерживаете?

- Мне уже 3 года никто не перечислял денег на карточку, кроме как я сама себе, чтобы сайты списывали оплату. Это очень сложно. Ради создания форума Ukrainian ID мне пришлось выменять часть своей коллекции картин. Поэтому фактически я являюсь одним из основных меценатов этого форума. На каком-то этапе я даже думала, что придется продавать почку (улыбается). В одно время я открыла художественную галерею, арендовала ее на Грушевского, 9а, но там тоже амбициозные родственницы собственника решили, что и они так могут. Мне подняли оплату, но в галерейном бизнесе эти затраты невозможно окупить.

- Галерея приносит деньги?

- Если у тебя есть собственное помещение, то это не равномерный, но хороший бизнес. А если тебе нужно его арендовать, то ты еще можешь столкнуться с косыми взглядами. А вот, посмотрите, Заболотная в новом платье каждый месяц открывает новую выставку. Это красиво, но никто не видит, что за этим стоит. Поэтому ищу работу. Так и напишите.

Фото
Фото
02 Августа 201916:46

"Я ВЛЕЗЛА В КАРМАН ПОРОШЕНКО"

- В чем была претензия Порошенко к вам?

- Камнем преткновения стал мой законопроект о Фонде гуманитарного развития, который предполагал формирование целевого финансового фонда на создание гуманитарной инфраструктуры в сфере культуры и спорта - 10%-ного отчисления в бюджет с прибыли от лотерей и впоследствии легализированных азартных игр и 1% от акциза на алкоголь и табачные изделия. Его в Верховной Раде назвали "налогом на грех". За счет этих отчислений должна была создаваться здоровая альтернатива этим потенциально вредной зависимости. В стране, где всего 1% абсолютно здоровых детей и самый высокий показатель детского алкоголизма и прогрела наркозависимости Европе, наверное, это актуально.

- Такой опыт есть у других стран?

- В Великобритании 20 лет назад создали фонд Good Causes, который пополняется из лотерейного фонда Великобритании. За эти годы в британскую социокультурную сферу, в общество инвестировано 40 млрд фунтов стерлингов. За эти деньги отреставрированы десятки тысяч замков, дворцов, церквей, модернизированы тысячи музеев музеи, проложены сотни туристических маршрутов, построены спортивные комплексы, школы, стадионы, бассейны. За деньги фонда Good Causes финансируются экологические, образовательные проекты, программы для людей с ограниченными возможностями. Мой законопроект был адаптирован под наши реалии. Но когда я его писала, то не знала, что Порошенко является крестным отцом лотерейной сферы и контролирует все в ручном режиме.

- То есть он бы прямо по карману Порошенко ударил?

- Да, мне так и сказали: "Ты залезла в карман к президенту". Ему это преподнесли так, что я захотела сесть на лотерейные потоки. А для того, чтобы нейтрализовать эту инициативу, тут же под крышей АП был создан проект закона об Украинском культурном фонде, который возглавила Марина Порошенко. Фактически – это ампутированная версия моего закона. Их на голосование специально поставили с разницей в 2 минуты. Первым, конечно, проголосовали за закон про культурный фонд. Но мой законопроект- учитывая оппозицию к нему БПП, тем не менее получил 198 голосов.

- По-вашему, Украинский культурный фонд – бесполезная организация?

- За деньги, которые на него выделяются, невозможно отреставрировать, к примеру, Таракановский форт в Ровно - жемчужину украинской историиили Олеский замок. Невозможно отреставрировать домик Леонтовича в Шершнях Винницкой области и сделать ремонт в Нацмузее.  Ну и, конечно, он не может создавать спортивные школы, модернизировать сельские клубы и др. В него просто не заложены те механизмы, которые имеют фонды Британии, Эстонии или Исландии. Фонд может финансировать фестивали, издания книг, арт-проекты.  Эти деньги раздавались и "своим" - к примеру,  жене Зубко на осуществление культурных программ, на создание каких-то арт-объектов. Сделаны, конечно, какие-то и хорошие проекты, тем не менее, когда государственные деньги распределяет фонд, возглавляемый первой леди,- это вызывает определенные вопросы.

- Скоро придет новый министр культуры. Что ему делать с этим фондом?

- Я считаю, что его надо просто преобразовать. Этот фонд не должен быть ограничен только на финансировании интертеймента и издании книг. Он должен иметь возможность финансировать реставрацию культурного наследия, помогать модернизации музеев. Нужно сделать защищенное финансирование, чтобы оно не зависело от политической конъюнктуры, смены власти, от того, чья правящая коалиция заходит в парламент.

- Порошенко предлагал вам отказаться от законопроекта в обмен на сохранение поста директора "Мистецького Арсенала"?

- Ну, они как-то намекали. Мне Марина Порошенко тогда сказала, что Петр Алексеевич не хочет, чтобы грязные деньги шли на культуру и спорт. Наверное, со мной даже не хотели торговаться особо, просто решили - неугодна. Да и сразу после моего ухода Марина Порошенко возглавила набсовет "Арсенала" и создала там свою штаб-квартиру.

- Вы виделись с Порошенко после всей этой истории?

- Нет.

Наталья Заболотная, Петр и Марина Порошено на открытии Книжного Арсенала в 2015 году. Фото: УНИАН

"ЛИДЕРОВ МНЕНИЙ НАДО СЛУШАТЬ, УНЯВ ГОРДЫНЮ"

- Кто должен быть лидерами мнений в обществе?

- Я очень дружила с Мирославом Поповичем. Как-то мы с ним общались сразу после его встречи с Порошенко. Он тогда сказал: "Думал, что меня позвали, чтобы поговорить, а оказалось, мы пришли – чтобы послушать". Во-первых, у нас крайне мало людей, которые заслуживают быть лидерами мнений. А во-вторых, их мнениями никто из правящей элиты особо не интересуется. Но я абсолютно уверена, что не должен президент единолично решать, какой быть культуре, какие должны быть сегодня национальные бренды, как ему что назвать. Для это и существуют лидеры мнений, иногда их объединяют в разного рода советы реформ, "советы старейшин".

- Можете назвать 5 лидеров мнений, к которым нужно прислушиваться новой власти?

- Есть достаточно классных молодых менеджеров, таких как Леша Павленко, Андрей Длыгач, Надя Васильева,  Коля Давидюк,  Анатолий Амелин, Женя Уткин, Евгений Минко. Много непубличных личностей - но они очень чувствительны к миру, тенденциям. Из старшего поколения - Александр Пасхавер, Ярослав Грицак, Иосиф Зисельс. Это, конечно же, Леонид Кравчук - я считаю, что он авторитет вне времени, очень мудрый человек. Из писателей – Юрий Андрухович. Из художников - Олег Тистол, Арсен Савадов, Александр Ройтбурд. Ярослав Грицак, Роман Балаян,  Анатолий Амелин.

Я могла бы и Святослава Вакарчука зачислить в ранг мудрецов, но когда человек становится политиком, ты уже не понимаешь, где начинается популизм. Он очень крутой, но мне не понравилось, как он сказал, что мы будем критиковать Владимира Зеленского как за хорошие дела, так и за очень хорошие дела, чтобы они были еще лучше. Какая-то такая политика критиканства, а не конструктивизма. Еще важно, чтобы мы умели слушать и слышать Лину Костенко, Оксану Пахлевскую, Оксану Забужко. Да, они неудобны в своей прямолинейности. Но их надо слушать, уняв гордыню. И делать выводы!!!

- Что вам рассказала Лина Костенко?

- Мы с Линой многие годы можем не видеться, но пребывать в каких-то добрых, душевных отношениях.  Она была в ужасе от прошлой власти. И, мягко говоря, сегодня тоже не настроена на оптимизм. Вот, кстати, это еще одна нота Владимиру Зеленскому. К его политике очень осторожно относится вот этот высокий сегмент украинской интеллигенции.

- Вы у Лины Костенко не спрашивали – новую книгу она пишет?

- Да, она пишет новую книгу. Я просто не хочу выдавать, о чем мы с ней говорили. Она мне сказала: вот я выдам в следующем году книгу, и мы об этом поговорим.

- Значит в 2020-м?

- Наверное.

"Мент не перестанет быть ментом, надев новую форму. Нужно менять начинку"

- Весной в Каневе во второй раз прошел ваш форум Ukrainian ID. Простой вопрос – зачем он нам нужен?

- Простой ответ – у нас нет такого форума, который бы объединял. Когда я разговаривала с послом ЕС Хьюгом Мингарелли и пыталась его пригласить на первый форум, он сказал: "О, меня каждую неделю зовут на какой-то бизнес, экономический или инвестиционный форум, только нет ни бизнеса, ни экономики, ни инвестиций". Наш же форум экономико-гуманитарный. Мы хотим доказать, что культура и гуманитарная сфера должны быть частью экономической стратегии страны. Невозможно пытаться создать экономически успешное государство, в котором общество находится в состоянии гуманитарного дефолта, это априори невозможно. Все надо развивать синхронно, культуру и гуманитарные потребности общества нельзя откладывать на потом.

Культура – это то, что заставляет мир помнить о нас, с чем-то нас идентифицировать. И это не должен быть вечный Чернобыль, Павел Лазаренко, война. Политики меняются, но Казимир Малевич остается вне времени. Кстати, 3 года назад я предложила назвать аэропорт в Борисполе его именем. Это один из самых известных художников в мире. В нем намешано много кровей, но он сам называл себя украинцем. Президент Порошенко тогда отказался от этой идеи, сказав – "я не понимаю, что это за художник, черный квадрат, абстракция, почему мы должны прославлять его?" Но Малевич не нуждается в славе, он купается в ней последние 100 лет. А в славе нуждается наша страна. Нам нужны бренды.

- А сейчас какая у нас стратегия?

- Сегодня все экономисты, даже самые продвинутые, придерживаются такой точки зрения – вот сначала мы всех накормим, все заводы, фабрики запустим и только потом, когда все будет хорошо и денег у нас будет достаточно, мы подумаем о культуре. Вот так мы сейчас продолжаем терять второе поколение украинцев эпохи независимости. Минкультуры ликвидирует библиотеки, сельские клубы и спортивные школы под грифом "нерентабельно", фактически лишая детей возможности всяческого развития их потенциала. К чему мы тогда приходим? К стране, напичканной люмпеном? Поэтому наш форум мы назвали "революцией ценностей". Невозможно провести судебную реформу, пересадив из кабинета в кабинет коррумпированных судей.  Мент не перестанет быть ментом, надев новую форму. Нам надо менять начинку общества, людей. Эту эволюцию ценностей мы должны пройти за 3, 5, 7 лет. Просто надо испугаться и начать инвестировать в культуру, рассматривать ее как сферу национальной безопасности страны.

- То есть задача форума – подтолкнуть украинцев к этим изменениям?

- Я считаю, что это было и продолжает оставаться основной деятельностью моей лично и Фонда гуманитарного развития Украины последние 3 года. Поэтому мы объявили акцию в начале 2017 года, в рамках которой попросили украинцев фотографироваться с табличками "SOS-майбутнє" возле разрушенных замков, закрытых сельских клубов, бассейнов без воды и выкладывать это в соцсетях. Это такая народная инвентаризация. Я не скажу, что мы смогли как-то кардинально повлиять на то, чтобы состоялась реновация этих объектов, но мы заставили людей задуматься и начать противостоять гуманитарному дефолту. Они поняли, что если бы в их регионе, городке, селе был культурный центр или спортивный клуб, то, наверное, и дети выросли бы немного иного качества и, возможно бы, их ожидало другое будущее. Если бы развивалась культура и государство вело диалог со своими гражданами, то наша страна не узнала бы, что такое сепаратизм.Наши политики часто говорят, что людям начихать на культуру: им подавай хлеба и зрелищ.

Я вспоминаю цитату Голды Меир, нашей киевлянки, президента Израиля, которая сказала: "Я не знаю, чего хочет народ, но я знаю, что ему необходимо".

- Причем здесь сепаратизм?

- Я абсолютно уверена, что сепаратизм является последствием того,что власть никогда не относилась серьезно к культуре и образованию. А если страна не занимается культурой собственных граждан, то их культурой занимается другая страна. Власть относилась к людям на Донбассе какк инструменту для добычи сырья. Отсутствие развития культуры привело к десяткам тысяч жертв. Сепаратизм стал одной из причин войны, а на войне, как мы видим, - убивают. Поэтому нельзя недооценивать культуру в качестве приоритета для государства. И в первую очередь для его национальной безопасности.

Сегодня намного дешевле инвестировать в создание и модернизацию музеев, сельских клубов, вкладывать деньги в спортивные комплексы, музыкальные и художественные школы, чем на порядок больше отдавать на наркодиспансеры, тюрьмы и наручники для полиции.

Фото
Фото
02 Августа 201917:13

"ЛЮДЯМ ОЧЕНЬ ВАЖНО СЛЫШАТЬ "СПАСИБО"

- Еще один ваш проект – "Конституция ценностей". Вы создали чат-бот, в котором украинцы рассказывают о ценностях, которых, по их мнению, не хватает стране. Можно уже подбить какие-то итоги?

- Да. Мы решили посеять этот дискурс в обществе, дабы люди хотя бы как минимум задумались о ценностях. Начали их для себя формулировать и выкристаллизовывать. На поверхности, конечно, семейные ценности. Например, я разговаривала с психологами и семейными адвокатами, и многие из них говорили, что мы теряем институт семьи. Раньше несколько поколений собиралось за большим столом, сейчас это редкость. Матери-одиночки стали нормой. Среди других ценностей, которых нам не хватает, - справедливость, толерантность и равенство, искренность, доверие. Люди хотят доверять власти, друг другу. Главная цель нашего проекта – понять, какой наша страна должна быть в ценностном плане и как этого достичь.

- А от себя вы бы что добавили в "Конституцию ценностей"?

- Умение быть благодарным. Для людей очень важно, когда им говорят "спасибо". А у нас не то что не умеют благодарить людей, а наоборот, пытаются всячески нивелировать их достижения и опыт. Меня тоже страна не отблагодарила, меня просто репрессировали. Человека, который абсолютно искренне не просто работал на процесс, а давал результат. Мой результат - это поднятые с нуля огромные культурные институции; это больше 3 миллионов людей, которые за 5 лет посетили "Мистецький Арсенал"- некогда скандальную стройку века. И в результате я была репрессирована лично президентом на глазах у всей страны. В один день стала безработной матерью-одиночкой! Но ничего - выжила!

- То есть культура должна стать частью стратегии национальной безопасности?

- Развитие социокультурной сферы должно стать одной из задач СНБО. В постсоветских странах всегда в приоритете были пушки, танки, армия. Сейчас это для нас актуально, но это уже средства для преодоления последствий военной агрессии. А чтобы его не допустить, должна работать политика ценностей, нужно инвестировать в смыслы - создавая образованное, высококультурное, цивилизованное, любящее и ценящее собственную страну общество. А для этого надо создавать современные фестивали и концерты симфонической музыки, не ликвидировать систему специального художественного образования для детей, не закрывать школы искусств, а модернизировать их, делать их современными и популярными. Если бы Гитлер в свое время поступил в художественное училище, куда его не приняли, может быть и не было бы второй мировой войны.

- Но это высококультурное общество не пойдет нас защищать с автоматами…

- Я не согласна. На Майдане стояли далеко не качки и тяжелоатлеты. Стояли айтишники, культурные деятели, многие из которых потом и пошли на фронт. Меня как-то пригласили быть экспертом в группе по национальной безопасности от "кадрового резерва" Один из важных там мужчин сказал, что есть проблема с культурой солдат, поэтому их начнут воспитывать там с 18 лет. Говорю, подождите, вы уже опоздали, как можно воспитать состоявшуюся личность? Разве что постоянно пугать и держать в ежовых рукавицах, но это не воспитание. После армии он снимает шинель и становится обычным человеком, который обучен стрелять, убивать, быть жестоким и хладнокровным. Если мы хотим воспитать его как личность, то надо это начинать с садика, первого класса. И воспитывать в нем культурную толерантную личность, которая не будет склонна к насилию и не будет в 18 лет отрезать уши военнопленным и издеваться над своими солдатами. Повторюсь: страна без культуры - это всего лишь территория. А территорию очень легко захватить.

- Как вы воспитываете своих детей, чтобы у них не было желания пойти во двор и выкурить сигарету?

- У меня сын и дочка, 13 и 14 лет. Они учились как в частной школе, так и в государственной. Дети прекрасные, красивые, умные. Сегодня дети уже сами легко могут отличить имитацию от настоящего процесса обучения и воспитания. Они очень чутко чувствуют фальш. Теперь они сами мне говорят: "Мама, давай искать другую школу, мы теряем время". Они сами идентифицируют, что есть правильно, а что нет. Я еще не прошла этот подростковый период до конца, но чувствую, что некий стержень заложен в моих детях. И все-таки есть этот страх перед улицей, ты не можешь 24 часа охранять своего ребенка. Моя дочка год назад заявила, что хочет вернутся к своему детскому профессиональному занятию - она снова начала заниматься балетом. И в этом году поступила в хореографическое училище. Меня это и радует, и пугает, это тяжелейшая сфера. Сын занимается мотокроссом, также увлекся боксом.

Наталья Заболотная с дочкой и сыном. Фото: facebook.com