- Как стать международным наблюдателем? Что для этого нужно?
- Зарегистрироваться может Международная общественная организация, в целях которой было прописано наблюдение за выборами. Это обязательное условие.
Есть разные пути попадания на выборы. Чтобы попасть во многие страны постсоветского пространства, нужно получить приглашение от парламента, правительства или ЦИК. В ряде стран таких как Грузия, Украина, Молдова регистрация таких организаций проходит автоматически.
Например, в Украине я написал письмо от нашей организации, приложил копии наших регистрационных документов, в которых написано кто мы такие и мы автоматически получили аккредитацию.
- А в чем заключается сама работа наблюдателя? Как это выглядит изнутри?
- Перед отъездом все наблюдатели должны изучить избирательное законодательство той страны, в которую они едут. В каждой организации у нас есть соответствующие бланки, которые мы разработали. Это три вида бланков: один для открытия участка, второй заполняется в течении дня, а третий при закрытии участков и подсчете голосов. Вся это информация собирается и передается потом руководству миссии, на основании которой те подводят какие-то итоги.
- И сколько человек от одной организации может приехать в страну?
- Вообще нет такого понятия. Например, ОБСЕ как-то планировала послать в Россию порядка 400 человек, на что в Москве ответили, что это многовато и хватит 250. Но вообще страны обычно не ограничивают и говорят: "Сколько хотите, столько и отправляйте". Это вопрос финансов. Например, в ОБСЕ есть бюджет, который планируется на год. Естественно, они посылают самые большие миссии. А есть небольшие организации, например, такая как наша. Их в основном больше.
- Кем же это все финансируется? Вы получаете поддержку от государств, которые вас приглашают?
- Нет, они ничего не выделяют. Единственное, они очень часто готовят методические материалы для иностранных материалов, за что мы очень благодарно. Так что с ними можно рассчитывать только на такое сотрудничество. На этом все заканчивается.
- А можно ли присоединиться к вашей организации?
- Я не знаю. В нашу организацию попасть очень сложно. У нас такой принцип, что в нашей миссии нет наблюдателей из бывшего СНГ. У меня и друзья есть в Украине, в России, в Молдове. Они часто спрашивают, почему я их не беру. Я говорю: "Понимаете, вы наша предметная область, мы вас изучаем". Поэтому единственные, кто у меня есть из бывшего СССР, это представители стран Балтии.
- Они успели перестроиться?
- Да, поэтому у меня есть литовцы, латыши, эстонцы. А из всех остальных стран бывшего СССР у меня никого нет. Но например, в ENEMO (европейская сеть наблюдателей) есть из разных стран, в том числе и из бывшего СССР. Я там видел киргизов, казахов армян. В ОБСЕ, кстати, можно попасть, если следить на сайте. Там есть руководство миссии, но потом они еще набирают людей и можно отправить свою заявку, но нет гарантии, что вас возьмут.
- А если я хочу поехать на выборы в Израиль в сентябре? Что для этого нужно?
- В Израиль вы не можете поехать, потому что в израильском законе о выборах нет понятия о международных наблюдателях. Поэтому там их просто не бывает. Например, то же самое в США. Я даже помню, как шериф штата Техас заявил: "Если я на своей территории увижу наблюдателей ОБСЕ, я их арестую". Потому что там в каждом штате свой закон.
И во многих странах старой Западной Европы вообще нет наблюдателей, потому что считается, что там все хорошо. Я насколько помню, в той же Англии тоже нет понятия о каких-то международных наблюдателях.
Вот страны бывшего Социалистического лагеря и страны Африки, Азии, которые стали на путь демократизации, они очень много работают и с Венецианской комиссией. Они все свои законы, связанные с избирательной системой, с правами человека очень часто посылают в Венецианскую комиссию и спрашивают их мнение по поводу своего избирательного законодательства. Эти страны сами заинтересованы. Для ОБСЕ даже есть градация стран, в которых нужно обязательно наблюдать за выборами.
- То есть это практика для тех стран, которые еще находятся в стадии своего развития?
- Не столько развития. Страны со становлением демократии, будем так говорить.
- Значит, для государства это носит больше имиджевый характер?
- Как практика показывает, присутствие международного наблюдателя на участке влияет на чистоту выборов. У нас были случаи, когда наши наблюдатели вызывали полицию на участок, когда были нарушения и влияния со стороны. В Грузии я когда-то звонил послу с требованием принять экстренные меры и помочь нашим людям, которые были на участке и зафиксировали нарушение. Но там были какие-то боевики и ситуация была довольно опасная.
И потом, в тех местах, где есть мажоритарные выборы, а это касается и Украины тоже, там наблюдателям очень даже есть что делать. Это уже не имиджевая функция, там действительно есть, что контролировать. Там попыток фальсификаций и нарушений намного больше.
А с другой стороны, да. Это действительно имиджевое. Вот например, Зеленский выиграл у Порошенко и все сказали, что выборы были демократичными. Или в 2010 году Янукович выиграл у Тимошенко. И тогда Тимошенко пыталась как-то оспорить эти результаты, но международные миссии, которые были, они признали эти выборы. В этой ситуации очень трудно было поднимать народ, выступать где-то и привлекать каких-то международных лидеров, которые стлали бы на ее сторону. Они бы сказали, что есть отчеты миссии ОБСЕ, миссии ПАСЕ, представителей ООН. Они все были на выборах и сказали, что все было нормально.
- Каких нарушений стоит ждать в Украине?
- Есть определенный набор стандартных нарушений – это разные карусели, давление на избирателей, подкупы голосов. Я помню, как один мой наблюдатель из США хорошую фразу сказал о видах фальсификаций: "То, что мы уже забыли, они еще не знают". Есть определенные ходы, всегда кто-то что-то придумает. Например, открепные талоны в некоторых странах использовали и было трудно определить – они два раза голосуют или не два раза. Где-то опять же выносили бюллетени и голосовали в другом месте. Но опыт у нас с каждым разом увеличивается.
А что касается украинских выборов, то они будут довольно вялотекущие и не очень интересные с точки зрения избирательного процесса. Там весь интерес будет не столько на выборах, сколько после выборов.
- Почему так?
- Потому что есть конкретный лидер по всем опросам. Есть несколько партий, которые будут претендовать на возможную коалицию. Все остальные будут в оппозиции. То есть интриги как таковой в общем-то нет. Но есть интрига разве что в том, наберет ли "Слуга народа" 51 процент сам по себе, чтоб не нужно было с кем-то коалицию составлять? А в общем, интриги нет.
И нарушений на уровне партий я думаю будет по минимуму. А что касается мажоритарщиков, то да, там стоит ждать нарушений.
За досрочными парламентскими выборами в Украине будут следить 117 официальных наблюдателей от иностранных государств и 1602 представителя от международных организаций. Такие цифры приводятся на официальном сайте Центризбиркома.
Работа международных наблюдателей регулируется "Декларацией принципов международного наблюдения за выборами", которая была принята ООН в 2005 году, и "Кодексом поведения международных наблюдателей за выборами".
Согласно положениям этих документов, Международные миссии должны:
Предупреждение за нарушение сроков открытия счетов избирательных фондов от Центральной избирательной комиссии получили 684 кандидата в народные депутаты и одна партия. Об этом сообщает пресс-служба ЦИК.