7 ноября
Загрузить еще

В пособие по ситуации на Донбассе от МинВОТ вошли 105 терминов

В пособие по ситуации на Донбассе от МинВОТ вошли 105 терминов
Фото: Фото: mtot.gov.ua

Пособие для СМИ, политиков и госслужащих по войне на востоке страны создали в Министерстве по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц Украины (МинВОТ). В “АБВ... Вооруженный конфликт в терминах (путеводитель для Украины)" вошла терминология, основанная на сформированном после событий 2014-го законодательстве Украины и документах Международного гуманитарного права. Об этом сообщила пресс-служба МинВОТ.

В ведомстве обосновали создание пособия перенасыщенностью информации в СМИ “различными, порой диаметрально противоположными понятиями, мыслями и оценками”. В министерстве подчеркнули, что дискуссии по поводу использования разной терминологии усложняет понимание происходящего как в Украине, так и за ее пределами. 

- Чем лучше мы понимаем, что происходит и почему, тем быстрее мы будем двигаться в направлении решения конфликта и возвращения устойчивого мира, а также сможем это просто и корректно объяснить обществу", - заявил министр по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц Украины Вадим Черныш.

Он также подчеркнул, что данное пособие является первой содержательной работой, которая базируется на законодательстве Украины и документах Международного гуманитарного права.

Пособие можно скачать по ссылке.

Презентация “АБВ... Вооруженный конфликт в терминах (путеводитель для Украины)” состоялась во время круглого стола “5 лет конфликта на Донбассе. Когда слова имеют значение”. Он проходил 8 июля.

О “Путеводителе”

Пособие состоит из 5 разделов, размещенных на 90 страницах: “Терминологического словаря”, “Украинских органов власти”, “Международных организаций”, “Конфликтно-уязвимых групп” и “Документов”. В словарь эксперты МинВОТ внесли 105 терминов по международному и украинскому праву. Они касаются не только ситуации на Донбассе, но и в совокупности всех вооруженных конфликтов.

В состав авторского коллектива “АБВ... Вооруженный конфликт в терминах (путеводитель для Украины)” вошли:

- Вадим Черныш, министр по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц Украины;

- Диана Дуцик, член Научно-консультативного совета МинВОТ, исполнительный директор Украинского института медиа и коммуникации;

- Виктория Воронина, заместитель Вадима Черныша;

- Норберт Рюче, советник министра по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц Украины;

- Игорь Мороз, советник Вадима Черныша по вопросам международного гуманитарного права;

- Ирина Калупаха, начальник Управления по вопросам внутренне перемещенных лиц и гуманитарного сотрудничества МинВОТ;

- Олеся Паперняк, отдел правового обеспечения ведомства.

Рецензенты: член экспертного совета Украинского телевизионной академии Ольга Захарова, и координатор по вопросам мира и прав человека, представитель посольства Швейцарии в Украине Наталья Сорокина.

10 терминов, определение которых нужно знать

1. Агрессия - применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной целостности или политической независимости другого государства, или любой другой способ, несовместимый с Уставом Организации Объединенных Наций (ООН). Согласно Декларации ООН о недопустимости вмешательства во внутренние дела государств, о защите их независимости и суверенитета (1965), вооруженное вмешательство является синонимом агрессии. Факт агрессии устанавливает Совет Безопасности ООН.

2. Агрессор - государство или коалиция государств, совершивших агрессию, то есть совершили вооруженное нападение на другое государство первыми.

Украина признала Россию государством-агрессором в 2015. Впервые в документах международных организаций термин “российская агрессия в Украине” зафиксировано в резолюции Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) 2067 (2015) от 25 июня 2015.

3. Аннексия - насильственное присоединение, захвата каким-либо государством другого государства или части ее территории. Аннексия является одним из актов агрессии, а затем грубым нарушением международного права. Любые территориальные изменения могут происходить только при осуществлении права наций на самоопределение, или когда есть добровольное согласие обоих государств.

4. Военнопленный - лицо, попавшее в плен к противнику. Женевская конвенция об обращении с военнопленными (ст. 4) называет военнопленными лица, принадлежащие к следующим категориям:

  • личного состава вооруженных сил стороны конфликта, а также членов ополчения или добровольческих отрядов, которые являются частью этих вооруженных сил;
  • членов других ополчений и добровольческих отрядов, в частности членов организованных движений сопротивления, принадлежащих к одной из сторон конфликта и действуют на своей территории или за ее пределами, даже если эту территорию оккупировано;
  • членов личного состава регулярных вооруженных сил, которые заявляют о своей преданности правительству или власти, не признанных государством, которая их задерживает;
  • лиц, сопровождающих вооруженные силы, но фактически не входят в их состав, например гражданских лиц из экипажей военных самолетов, военных корреспондентов, поставщиков, личного состава рабочих подразделений или служб бытового обслуживания вооруженных сил;
  • членов экипажей судов торгового флота, в частности капитанов, лоцманов и юнг, а также экипажей гражданских воздушных судов сторон конфликта, которые не пользуются более благоприятным режимом согласно любыми другими положениями международного права.

Жителей неоккупированной территории, которые при приближении врага вооружаются, чтобы сопротивляться силам захватчика, не имея времени сформироваться в регулярные войска, при условии, что они носят оружие открыто и соблюдают законы и обычаи войны.

Также Конвенция содержит требования гуманного обращения с военнопленными. В статье 13 говорится, что “ни одного военнопленного нельзя подвергать физическому калечению или медицинским или научным экспериментам любого характера, не обоснованные потребности в проведении медицинского, стоматологического или стационарного лечения военнопленного и не осуществляются в его интересах. Так же военнопленные всегда должны быть защищены, в частности от актов насилия или запугивания, а также от оскорблений и любопытства публики”. Ответственность за обращение с пленными несет государство, которое держит в плену, а не отдельные лица или военные части, взявшие кого-то в плен.

5. Гуманитарная помощь - вид безвозмездной помощи, в первую очередь в виде средств для жизни населения, оказавшемся в районах, охваченных гуманитарной катастрофой или стоящих на ее границе.

6. Оккупация - временное занятие вооруженными силами одного государства части или всей территории другого государства, даже если население не сопротивляется. Территория становится оккупированной, когда над ней осуществляет фактический контроль другое государство: создает органы оккупационной власти и проводит другую деятельность. Признание оккупации в судебном порядке не требуется.

7. Политический заключенный - лицо, осужденное к лишению свободы по политическим мотивов.

 В октябре 2012 Парламентская Ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) приняла Резолюцию, в которой определила 5 критериев, по которым лицо, лишенное свободы, могут рассматривать как политического заключенного. В частности:

  • когда задержание лица произошло с нарушениями фундаментальных гарантий, установленных Европейской конвенцией прав человека и протоколов (О свободе мысли, совести и религии, свободы слова и информации, свободы собраний и ассоциаций);
  • задержание исключительно по политическим причинам;
  • если по политическим мотивам длительность задержания или условия не соответствуют соразмерности правонарушения, в котором обвиняют или подозревают лицо;
  • содержание в дискриминационных условиях по сравнению с другими по политическим мотивам;
  • задержание в результате процесса, который был нечестным и, как представляется, связанным с политическими мотивами власти.

 Украинское законодательство не содержит термина “политический заключенный”.

8. Сепаратизм - стремление отдельных групп населения или организации к отделению, обособлению; движение за предоставление части государства права автономии или ее полное отделение и создание нового государства.

9. “Серая зона” - неофициальный термин, которым пользуются для обозначения “буферной полосы” вдоль линии соприкосновения на востоке Украина, которую обычно не контролирует ни одна из воюющих сторон. Жители населенных пунктов, оказавшихся в “серой зоне”, наиболее уязвимы и страдают в том числе и от правового вакуума, который образовался из-за отсутствия там украинских органов власти.

10. Территориальная целостность государств - принцип международного права, по которому все государства должны придерживаться в своих международных отношениях от угроз или от применения силы против территориальной целостности или политической независимости любого государства. 

СПРАВКА КП

Министерство по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц Украины (МинВОТ) создано в апреле 2016 года. В ведомство объединили две госструктуры - агентство по вопросам восстановления Донбасса и службу по вопросам Автономной республики Крым и Севастополя. С момента создания МинВОТ его возглавляет экс-глава госагентства по вопросам восстановления Донбасса в правительстве Арсения Яценюка Вадим Черныш. 

В ЭТО ЖЕ ВРЕМЯ

Надежда Савченко собралась на неподконтрольный Киеву Донбасс

Новости по теме: Донбасс ООС (АТО) слова