Пособие для СМИ, политиков и госслужащих по войне на востоке страны создали в Министерстве по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц Украины (МинВОТ). В “АБВ... Вооруженный конфликт в терминах (путеводитель для Украины)" вошла терминология, основанная на сформированном после событий 2014-го законодательстве Украины и документах Международного гуманитарного права. Об этом сообщила пресс-служба МинВОТ.
В ведомстве обосновали создание пособия перенасыщенностью информации в СМИ “различными, порой диаметрально противоположными понятиями, мыслями и оценками”. В министерстве подчеркнули, что дискуссии по поводу использования разной терминологии усложняет понимание происходящего как в Украине, так и за ее пределами.
- Чем лучше мы понимаем, что происходит и почему, тем быстрее мы будем двигаться в направлении решения конфликта и возвращения устойчивого мира, а также сможем это просто и корректно объяснить обществу", - заявил министр по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц Украины Вадим Черныш.
Он также подчеркнул, что данное пособие является первой содержательной работой, которая базируется на законодательстве Украины и документах Международного гуманитарного права.
Пособие можно скачать по ссылке.
Презентация “АБВ... Вооруженный конфликт в терминах (путеводитель для Украины)” состоялась во время круглого стола “5 лет конфликта на Донбассе. Когда слова имеют значение”. Он проходил 8 июля.
Пособие состоит из 5 разделов, размещенных на 90 страницах: “Терминологического словаря”, “Украинских органов власти”, “Международных организаций”, “Конфликтно-уязвимых групп” и “Документов”. В словарь эксперты МинВОТ внесли 105 терминов по международному и украинскому праву. Они касаются не только ситуации на Донбассе, но и в совокупности всех вооруженных конфликтов.
В состав авторского коллектива “АБВ... Вооруженный конфликт в терминах (путеводитель для Украины)” вошли:
- Вадим Черныш, министр по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц Украины;
- Диана Дуцик, член Научно-консультативного совета МинВОТ, исполнительный директор Украинского института медиа и коммуникации;
- Виктория Воронина, заместитель Вадима Черныша;
- Норберт Рюче, советник министра по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц Украины;
- Игорь Мороз, советник Вадима Черныша по вопросам международного гуманитарного права;
- Ирина Калупаха, начальник Управления по вопросам внутренне перемещенных лиц и гуманитарного сотрудничества МинВОТ;
- Олеся Паперняк, отдел правового обеспечения ведомства.
Рецензенты: член экспертного совета Украинского телевизионной академии Ольга Захарова, и координатор по вопросам мира и прав человека, представитель посольства Швейцарии в Украине Наталья Сорокина.
1. Агрессия - применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной целостности или политической независимости другого государства, или любой другой способ, несовместимый с Уставом Организации Объединенных Наций (ООН). Согласно Декларации ООН о недопустимости вмешательства во внутренние дела государств, о защите их независимости и суверенитета (1965), вооруженное вмешательство является синонимом агрессии. Факт агрессии устанавливает Совет Безопасности ООН.
2. Агрессор - государство или коалиция государств, совершивших агрессию, то есть совершили вооруженное нападение на другое государство первыми.
Украина признала Россию государством-агрессором в 2015. Впервые в документах международных организаций термин “российская агрессия в Украине” зафиксировано в резолюции Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) 2067 (2015) от 25 июня 2015.
3. Аннексия - насильственное присоединение, захвата каким-либо государством другого государства или части ее территории. Аннексия является одним из актов агрессии, а затем грубым нарушением международного права. Любые территориальные изменения могут происходить только при осуществлении права наций на самоопределение, или когда есть добровольное согласие обоих государств.
4. Военнопленный - лицо, попавшее в плен к противнику. Женевская конвенция об обращении с военнопленными (ст. 4) называет военнопленными лица, принадлежащие к следующим категориям:
Жителей неоккупированной территории, которые при приближении врага вооружаются, чтобы сопротивляться силам захватчика, не имея времени сформироваться в регулярные войска, при условии, что они носят оружие открыто и соблюдают законы и обычаи войны.
Также Конвенция содержит требования гуманного обращения с военнопленными. В статье 13 говорится, что “ни одного военнопленного нельзя подвергать физическому калечению или медицинским или научным экспериментам любого характера, не обоснованные потребности в проведении медицинского, стоматологического или стационарного лечения военнопленного и не осуществляются в его интересах. Так же военнопленные всегда должны быть защищены, в частности от актов насилия или запугивания, а также от оскорблений и любопытства публики”. Ответственность за обращение с пленными несет государство, которое держит в плену, а не отдельные лица или военные части, взявшие кого-то в плен.
5. Гуманитарная помощь - вид безвозмездной помощи, в первую очередь в виде средств для жизни населения, оказавшемся в районах, охваченных гуманитарной катастрофой или стоящих на ее границе.
6. Оккупация - временное занятие вооруженными силами одного государства части или всей территории другого государства, даже если население не сопротивляется. Территория становится оккупированной, когда над ней осуществляет фактический контроль другое государство: создает органы оккупационной власти и проводит другую деятельность. Признание оккупации в судебном порядке не требуется.
7. Политический заключенный - лицо, осужденное к лишению свободы по политическим мотивов.
В октябре 2012 Парламентская Ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) приняла Резолюцию, в которой определила 5 критериев, по которым лицо, лишенное свободы, могут рассматривать как политического заключенного. В частности:
Украинское законодательство не содержит термина “политический заключенный”.
8. Сепаратизм - стремление отдельных групп населения или организации к отделению, обособлению; движение за предоставление части государства права автономии или ее полное отделение и создание нового государства.
9. “Серая зона” - неофициальный термин, которым пользуются для обозначения “буферной полосы” вдоль линии соприкосновения на востоке Украина, которую обычно не контролирует ни одна из воюющих сторон. Жители населенных пунктов, оказавшихся в “серой зоне”, наиболее уязвимы и страдают в том числе и от правового вакуума, который образовался из-за отсутствия там украинских органов власти.
10. Территориальная целостность государств - принцип международного права, по которому все государства должны придерживаться в своих международных отношениях от угроз или от применения силы против территориальной целостности или политической независимости любого государства.
Министерство по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц Украины (МинВОТ) создано в апреле 2016 года. В ведомство объединили две госструктуры - агентство по вопросам восстановления Донбасса и службу по вопросам Автономной республики Крым и Севастополя. С момента создания МинВОТ его возглавляет экс-глава госагентства по вопросам восстановления Донбасса в правительстве Арсения Яценюка Вадим Черныш.