Команда президента Украины Владимира Зеленского намерена в первые 100 дней провести "аудит государства", чтобы понять, в каком состоянии новая власть получает страну.
"Для того чтобы делать любые преобразования, мы должны знать человеческий ресурс, финансовый ресурс и временной ресурс, - цитируют СМИ пояснения идеолога команды Зеленского Руслана Стефанчука. - В нашей программе это записано, и мы займемся этим в первые 100 дней: это оглашение аудита государства".
По словам Стефанчука, к такому аудиту будут привлечены и украинские институции, на которые возложены соответствующие обязанности, и международные структуры.
Новой команде важно понять, каково состояние финансовых обязательств Украины, инфраструктуры, международных обязательств страны.
У многих экономистов словосочетание "аудит государства" вызвало явное отторжение.
- Понятия "аудит государства" просто не существует, - отметил в комментарии "КП" в Украине" президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко. - Никто в мире это не делал, поэтому вложиться в 100 дней, скорее всего, нереально. За 100 дней можно сделать аудит решений АП. Или, например, аудит работы правительства Гройсмана. Впрочем, это и так делает Счетная палата, но эти результаты будут мало кому интересны.
Аудит государства - это "новояз", за которым ничего не стоит и на котором нынешняя команда планирует общаться с обществом, считает аналитик Алексей Кущ.
- Все, что планируют сделать, - вовсе не аудит, а инвентаризация государства, - поясняет эксперт. - Аудит - это проверка на соответствие каким-либо стандартам, и о нем можно было бы говорить в случае условного вступления в ЕС: насколько наши внутренние стандарты, нормы и законодательство соответствуют европейским аналогам. Если же мы говорим о переписи населения, консолидации данных по госпредприятиям и т.д. - это инвентаризация, просто звучит сей термин "невкусно". Но, как говорится в известной поговорке, "назвался груздем - полезай…". И тут возникает вопрос: кто будет оплачивать столь масштабный проект, ведь аудит предполагает привлечение сторонних "оценщиков".
Что касается сроков проведения, то, говорит Кущ, 100 дней - хороший срок "до приказа", но не для комплексной инвентаризации, хотя перепись провести можно и даже нужно.
В то же время исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко считает, что аудит сегодня просто необходим.
- Во-первых, необходима перепись населения (подробнее см. "Важно"), - отметил Устенко в комментарии "КП" в Украине". - За 100 дней ее, конечно, не проведешь, одна подготовка займет около полугода. Но подготовку к проведению переписи населения в 2020 году можно начать уже сейчас. Во-вторых, проверка госпредприятий на предмет, какие нужны государству, а какие стоит продать. И в-третьих - проверка госорганов и выполняемых ими функций: один орган должен выполнять только одну функцию.
Аналитик Андрей Вигиринский предлагает не зацикливаться вокруг слова "аудит".
- Дело в том, что словосочетание "аудит государства" может породить у граждан ложное предположение, что приедут хорошие аудиторские компании большой четверки и "за бесплатно" проверят все объекты госсобственности, проверят правильность их бизнес-модели, верность решений и финансовую отчетность, - поясняет Вигиринский. - А дальше необходимо будет принимать решение, что с этими объектами делать - отчуждать, реанимировать и т.д. Но, во-первых, по всей стране это растянется на годы, во-вторых, бесплатно это никто не сделает, а за счет средств, выделенных на содержание АП, этого провести нельзя.
В то же время. продолжает Вигиринский, каждое министерство, ведомство, орган госвласти, орган местного самоуправления априори должны иметь представление об имуществе, которое находится в его распоряжении. С учетом "диджитализации", которую команда Зеленского планирует внедрить в массы, возможно, по крайней мере, свести данные в единую систему, к которой будут подвязываться и налоговая отчетность, и финансовые документы по каждому объекту. Это даст представление о том, что у нас используется эффективно, а что приносит одни убытки.
Это, говорит аналитик, и верно, и вполне реально, ведь сегодня данные разрознены и полной картины действительно не дают.
Перепись населения наконец-то даст ответ на вопрос, сколько нас на самом деле. И это, в свою очередь, повлечет за собой несколько последствий.
1. Политические
О политических последствиях сказал сам Стефанчук: от реального числа украинцев напрямую зависит число депутатов в ВР. Так что не за горами время, когда депутатские ряды поредеют.
2. Экономические
Результаты переписи населения поднимут нас в рейтинге стран по ВВП на душу населения, и кто знает, возможно, мы наконец-то перестанем быть самой бедной страной Европы. Ведь уменьшение количества реальных жителей приведет к автоматическому росту данного показателя.
3. Социальные
Эксперты не первый год говорят о серьезных нарушениях с социальными выплатами именно из-за того, что численность населения (а вместе с ней и количество нуждающихся в помощи) сильно завышена. Результаты переписи дадут старт для наведения порядка в социальной сфере.
Шутка о том, что у нас в стране не дороги, а направления, в последние годы сильно устарела - в регионах постепенно исчезают и направления. И все это на фоне бравых заверений правительства о том, что "все идет по плану" и в Украине отремонтировано то ли 90, то ли 95% дорог.
Неудивительно, что сердца отечественных автомобилистов требуют справедливости и возмездия. Поэтому, услышав о возможном аудите, многие решили, что речь идет в первую очередь о дорогах, что, кстати, совсем не исключено.
Судя по всему, состояние украинских дорог не оставляет равнодушным и Владимира Зеленского. В сериале "Слуга народа" ремонту дорог (точнее, борьбе за начало ремонта дорог) был посвящен целый сюжет, да и в инаугурационной речи Зеленский упомянул "мифические украинские дороги, которые строятся и ремонтируются только в чьем-то буйном воображении".
Насколько реален "дорожный аудит"? С этим вопросом мы обратились к специалисту.
Транспортный эксперт Василий Шевченко напоминает: на сегодня большая часть дорог - 150 тыс. км из 170 тыс. км - передана обладминистрациям, так что уже второй год "Укравтодор" отвечает только за 20 тыс. км. И когда Гройсман говорит об отремонтированных дорогах, он, скорее всего, имеет в виду дороги, переданные областям, - ведь он позиционирует себя двигателем реформ по децентрализации.
По словам эксперта, к сожалению, долгие годы у нас на всю страну строится от 1 до 10 км дорог в год, поэтому в Украине все дорожные работы сводятся не к строительству, а к ремонтам. Причем ремонт означает реконструкцию верхнего слоя дорожного покрытия, и до прошлого года под это даже не нужно было готовить техническую документацию! Стоит ли удивляться, что дороги в Украине в таком плачевном состоянии?
- Дорожники любят рассказывать, насколько у нас строительство дорог обходится дешевле, чем на Западе, - говорит Шевченко. - Но если на Западе при строительстве автобана глубина всего "сэндвича" составляет 1,85 метра, то у нас с завидным упорством постоянно ремонтируют верхние 20 см. То есть основы по-прежнему нет, дороги не выдерживают нагрузок и в результате каждый год сходят вместе со снегом. Ту же столичную Окружную отремонтировали только в прошлом году, но весной выяснилось, что она снова требует ремонта.
Что касается возможного аудита дорожных работ, то, говорит Шевченко, это вполне реально, а сроки и стоимость такой проверки зависят от глубины анализа.