Через несколько часов после иннаугурационной речи Владимира Зеленского, в которой президент призвал правительство уйти в отставку, премьер-министр заявил - в среду объявит об уходе с поста.
Понятно, что он еще несколько месяцев будет руководить Кабмином, но уже с приставкой и.о. Наверняка в большей степени правительственные чиновники будут заняты подготовкой к выборам. Поэтому подвести итоги премьерства Владимира Гройсмана и его команды мы решили уже сейчас.
Так сложилось в нашей стране, что практически никто из чиновников, подавая в отставку, не ругает себя и свою команду. Не стал исключением и Владимир Гройсман, в заявлении которого слышались предвыборные лозунги. Он нашел как минимум три повода похвалить себя и свое правительство за годы при власти.
"За все три года мы не допустили ни одного кризиса, никаких проблем, которые бы несли угрозу для нашей государственности и для Украины в целом", - "припечатал" он.
Гройсман рассказал, что на сегодня страна находится в хорошем состоянии: "Мы имеем валютные резервы свыше 20 млрд долларов. Мы имеем на Едином казначейском счете 57 млрд грн".
Премьер подчеркнул, что за эти три года удалось принять ряд фундаментальных решений: одобрить реформу децентрализации и повысить минимальную зарплату в три раза.
Как говорится, сам себя не похвалишь, никто не похвалит. Мы решили проанализировать и другие результаты работы этого Кабмина, чтобы получить более объективную картину премьерства Владимира Гройсмана.
Многие украинцы не понимают, что такое ВВП и инфляция, и в первую очередь смотрят на курс доллара в обменниках. Даже многие политики говорят, мол, при премьерстве Тимошенко зеленый скакнул с 5 до 8 грн, а после бегства Януковича и прихода правительства Яценюка и вовсе улетел с 8 до 25 грн.
В этом плане Владимиру Гройсману повезло. Принял страну с курсом 25,5 грн, сдает с долларом по 26,2 грн. Случались взлеты курса до 28,5 грн в декабре 2017 года, но в целом ситуация была прогнозируемой – весной-летом гривна укреплялась, а осенью-зимой проседала. Тот факт, что за три года гривна по отношению к доллару потеряла всего 70 копеек, нынешнему правительству точно простят, тем более, что формально за курс у нас больше отвечает НБУ.
В то же время, при Гройсмане и компании экономика страны росла. Если учесть, что до него был провал, то это уже можно записывать в актив. Темпы, правда, были невысокими – 2,2-3,3%в год. С учетом, что развивающиеся страны растут на 4-6% ежегодно, такой слабый рост критиковали все без исключения эксперты.
Из достижений можно отметить снижение роста инфляции до однозначных значений. Но структурных дисбалансов нашей экономики побороть так и не получилось.
- Украина уже десятки лет живет в условиях экономического оксюморона, - говорит финансовый аналитик Алексей Кущ. - Посмотрим на характер нашей экономики: сырьевая, открытая, малая. Зависим от экспорта сырья и не имеем внутренних страховочных механизмов, а по причине малости - никак не влияем на мировую динамику. Здесь прямая корреляция темпов развития с динамикой мировых цен на сырье, в первую очередь на металл, руду, зерно и подсолнечное масло. Если бы в Украине правительство за последние годы создало модель развития, опирающуюся на внутренний рынок и третичный сектор экономики, вот тогда можно было и говорить об успехах.
Еще один аспект работы, который любит ставить себе в заслугу правительство – это рост зарплат. При этом минималка растет ежегодно с 1 января административно-приказными методами. И таким образом фактически выводятся доходы из тени.
Еще в декабре 2016 года минимальная зарплата в Украине составляла 1600 гривен. С 2017-го правительство решило повысить этот показатель вдвое - до 3200. С января 2018 г. минимальная зарплата составляла 3723 гривны, а в этом году вышли на показатель 4173 грн.
Радуются в правительстве и росту средних доходов граждан. Мол, смотрите, как растет благосостояние населения! И к 2021 году даже обещают среднюю зарплату в 620 долларов. Однако со статистикой в этой сфере не все так просто.
Эксперты говорят, что как раз из-за увеличения минималки происходит так называемое "выбеливание" доходов. То есть доходы растут не так быстро, как видят это в правительстве. Потому как для статистики растет "белая" официальная часть, а "черная" конвертная – уменьшается. Доходы таки растут, но не теми темпами, о которых рапортуют в Кабмине.
Кабмин Гройсмана запомнился также пенсионной реформой. Было сделано несколько безусловно правильных решений. Например, начали индексировать пенсии. Но почему-то приурочили это к выборам президента.
Также неоднозначным было решение повысить минимальный стаж, который необходим для выхода на пенсию. Формально пенсионный возраст не повышали, но трюк со стажем лишит в ближайшие годы права выхода на пенсию в 60 лет около половины украинцев.
Напомним, что с 2017-го каждый год норма стажа для выхода на пенсию увеличивается. С 1 января 2019-го на пенсию в 60 лет могут выйти только те, кто заработал как минимум 26 лет стажа. Остальным придется трудиться до 63 и даже 65 лет.
Украинцы, которые имеют 15 лет стажа, могут выйти на "заслуженный отдых" в 65 лет. Те, у кого стаж от 16 до 25 лет – в 63 года. Если он больше 26 лет – в 60.
Постепенно эти нормы будут повышать – на год каждый год, аж до 2028-го. Идея пенсионной реформы простая – тот, кто работал, выходит на пенсию вовремя. Если работал, но меньше 35 лет (к 2028-му), то заслуженный отдых переносится.
По сути, это будет повышение пенсионного возраста для половины населения. В министерстве социальной политики подсчитали, что в 2028-м только 55% выполнят требования по стажу для выхода на пенсию в 60 лет. Остальные будут работать до 63 и 65. Фактически количество украинцев пенсионного возраста, но без пенсий, будет расти с каждым годом.
Также в правительстве гордятся тем, что начали выдавать субсидии живыми деньгами. Хотя уровень оплаты коммуналки монетизированными субсидиями в Киеве составил около 75%. То есть, четверть граждан потратила деньги не по назначению.
Сюда можно записать тарифную политику. Больше всего Владимир Гройсман не хотел повышать цену на газ осенью 2018 года. Однако МВФ поставил правительство в такую растяжку, что отказаться от этого условия премьер не смог. Ради кредита от Фонда, цена на газ выросла на 23,5%.
Следующее повышение должно было произойти с 1 мая этого года, но позитивная ценовая динамика на внешних рынках в итоге позволила заставить "Нафтогаз" снизить цену топлива на 30 копеек за куб. Но уже в июне газ снова подорожает. Как сообщают информагентства, "Нафтогаз" подготовил и разослал газораспределительным компаниям проект, которым предполагается на июнь увеличить цену на газ на 4,6%, или на 380 гривен - до 8627 гривен/тыс. куб. И это выше апрельского уровня.
Кстати, борьбу с "Нафтогазом" Кабмин тоже фактически проиграл. Вместо объявления открытого конкурса на должность главы газового монополиста, контракт с его действующим главой Андреем Коболевым был продлен на год. Воодушевленный этим руководитель "Нафтогаза" попытался увеличить зарплаты и бонусы руководства компании в полтора раза. Но пока что правительство не дает на это добро.
Будут вспоминать правительство Гройсмана и благодаря воздушным замкам, которые возводил его министр инфраструктуры Владимир Омелян. Он обещал построить в Украине Hyperloop и даже говорил, что ищет для этого инвесторов.
Год назад Кабинет министров утвердил Национальную транспортную стратегию Украины до 2030 года, в которой было много интересного. Например, пообещали полную замену подвижного состава "Укрзалізниці". Более того, средняя скорость поездов должна вырасти до 150 км/ч, что выглядит как фантастика.
Также в ближайшие годы в Украине пообещали построить 50 аэропортов. То есть на каждый областной центр у нас будет как минимум два. И это на фоне того, что к 2030 году, согласно все той же стратегии, украинцы будут путешествовать по миру при помощи гиперлупа. В общем, на фоне таких стратегий нынешнее правительство было сложно воспринимать серьезно.
Смех смехом, но пока что общий вердикт трем годам правления кабмина Гройсмана, на наш взгляд, лучше всего сформулировали в МВФ. В меморандуме Украины и фонда говорится:
"Усилия по созданию более динамичной, открытой и конкурентоспособной экономики не оправдали ожиданий. Инвестиции, особенно прямые иностранные инвестиции, сдерживаются сложной деловой средой, в то время как большое количество работников ищет возможности трудоустройства за границей, поскольку экономический рост слишком низок, чтобы доходы могли заметно сократить разрыв с региональными аналогами. Резервы восстановились, но остаются относительно низкими, в то время как экономика все еще уязвима для потрясений".
В целом, назвать Гройсмана плохим премьером, наверное, нельзя. Но и сказать, что его реформы были структурными, не получится.
Премьер-министр Владимир Гройсман заявил о намерении пойти в отставку.