Очень скоро новоизбранный президент Владимир Зеленский вступит в свои полномочия и начнет кадровую ротацию украинских чиновников. Впрочем, старая гвардия готова идти как в отставку, так и на сотрудничество с новым гарантом. Так, после встречи с Владимиром Зеленским министр иностранных дел Павел Климкин заявил о желании примкнуть к команде Зе в качестве эксперта во внешнеполитической сфере. "Это касается как возможных советов, если они потребуются, обсуждения, а также, возможно, участия в переговорах", - объяснил Климкин.
Что может посоветовать старый министр новоизбранному президенту, а также о том, что происходит в дипломатических кругах, мы поговорили с дипломатом, чрезвычайным и полномочным послом Украины Юрием Ладным.
- По вашему мнению, чем запомнится каденция министра иностранных дел Климкина?
- Каденция Климкина характеризуется полным отсутствием внешнеполитических инициатив со стороны МИДа по злободневным проблемам международных отношений. Возьмем недавний пример с решением Вашингтона выйти из международного договора о торговле оружием, призванного регулировать вопросы торговли обычным вооружением – от стрелкового оружия до танков и самолетов. Такой шаг Белого дома уже успел осудить ЕС. Но министр Климкин отмалчивается, продолжая комментировать в Твиттере все что угодно, кроме этой острой темы. Вместо того чтобы вырабатывать стратегическое видение возможной позиции Украины по вызовам международной безопасности, глава МИДа выступал в роли безмолвного и безликого исполнителя воли президента Порошенко, который отвел себе роль дипломата №1.
|
- В Украине большой кадровый потенциал дипломатов. Они могли повлиять на ситуацию?
- Мэтры украинской внешнеполитической службы – высокопрофессиональные дипломаты, которые неоднократно возглавляли посольства, стояли у истоков зарождения дипломатической службы, оказались ненужными Климкину. Часами, а то и неделями, как студенты-стажеры, торчали они в приемной главы МИДа после возвращения из загранкомандировок, ожидая аудиенции с Климкиным, который отказывался их принимать. Такой крайне унизительный подход по отношению к коллегам привел к тому, что огромному числу профессионалов так и не нашлось места в МИДе, и они были вынуждены искать себе другую работу. Как следствие, украинская дипломатия понесла серьезные потери и поныне переживает кадровый голод.
- Вы о незаполненных вакансиях в посольствах? Кстати, с чем связано отсутствие послов в ряде стран?
- После смены власти в 2014 году и отзыва ряда украинских послов, в том числе из главных европейских столиц, должности оставались вакантными неприлично долго, порой даже годами. И даже сейчас, когда каденция Климкина подходит к концу, с десяток украинских дипломатических миссий за границей обезглавлены, а функции руководителей продолжают выполнять временные поверенные в делах, что не отвечает высокому уровню наших отношений с такими странами и приводит к репутационным потерям.
В то же время обратите внимание, кого Порошенко назначал чрезвычайными и полномочными послами по представлению министра Климкина. Ведь процедура такая: глава МИД подает кандидатуру, а президент утверждает (или отклоняет. – Ред.). Хотя среди таких назначений есть заслуженные дипломаты с опытом работы за границей, которые годами представляли Украину на международной арене и которых лично глубоко уважаю, тем не менее определяющим фактором при назначении некоторых послов было не наличие опыта работы на дипслужбе, не знание языков, а работа в секретариате министра Климкина. Это такой вспомогательный орган, призванный облегчать функционал министра, связанный с подготовкой для него материалов и выступлений, планированием рабочего графика и пр.
Возьмем хотя бы одиозное назначение в 2015 году на должность чрезвычайного и полномочного посла Украины в Сингапуре Дмитрия Сеника, опыт работы на дипломатической "передовой" которого сводится к единственной загранкомандировке на должности младшего и среднего состава. А достижением, давшим стремительный взлет карьере, стало то, что он руководил секретариатом Климкина. Должность посла Украины в Великобритании полтора года оставалась вакантной. Вдумайтесь, Украина не направляла посла в одну из ключевых стран мира на протяжении неприлично долгого времени. И это для того, чтобы затем трудоустроить туда Наталию Галибаренко, которая до этого назначения никогда ранее не возглавляла посольства. И этот список можно продолжать…
- На ваш взгляд, какова причина такой кадровой политики?
- Коллеги-дипломаты называют единственным объяснением такой беспомощной кадровой политики Климкина банальную фобию конкуренции. Климкину не нужны опытные дипломаты с профильным образованием, прекрасными манерами и безукоризненным внешним видом, на фоне которых он бы выглядел проигрышно. К слову, такой подход присущ не только МИДу, но и другим государственным органам Украины, которые последнее время целенаправленно выхолащивают из рядов профессионалов своего дела. Сам последние 3 года судился с Климкиным и недавно выиграл дело.
- Что стало причиной судебного разбирательства?
- Причины, которые вынудили обратиться в судебные органы, - это крайне невежественное поведение Климкина как министра иностранных дел по отношению к гражданам. Еще в конце 2015 года обратился к нему с заявлением в качестве чрезвычайного и полномочного посла и, не дождавшись ответа в течение длительного времени, написал официальное обращение, на которое органы власти обязаны реагировать в течение месяца согласно Закону "Об обращениях граждан". Но Климкин проигнорировал и это обращение, нарушив тем самым положение закона. Не углубляясь в детали, отмечу, что министр Климкин не ответил в общей сложности на 4 моих официальных обращения, которые регулярно направлял впоследствии. Он даже не реагировал на адвокатские запросы, на которые установлены жесткие сроки для письменной реакции. И только после того, как состоялось первое судебное заседание, Климкин на следующий же день подписал мое заявление.
Этот случай – не единичный. Коллеги-дипломаты сталкивались с подобным неуважительным и хамским отношением к себе со стороны министра Климкина, который также годами не рассматривал их заявления.
- Доброе слово замолвите?
- Есть и позитивные моменты. Среди таких не могу не вспомнить тот факт, что в 2018 году принят Закон "О дипломатической службе", призванный урегулировать не решенные до сих пор организационные и кадровые вопросы, связанные с назначением на дипломатические должности и прохождением дипслужбы. Хотя, если быть до конца объективным, принятие этого закона не решило основной проблемы дипломатов, а именно – крайне низкого заработка как при работе в центральном аппарате в Киеве, так и за границей. Ведь уровень материального обеспечения украинских дипломатов и социальной защиты членов семей – один из самых низких по сравнению с бывшими странами постсоветского пространства, если не самый низкий. Это и мизерные зарплаты сотрудников наших посольств, и полное отсутствие социального и медицинского обслуживания. Государство даже не в состоянии обеспечить дипломатам медицинские страховки, в связи с чем они вынуждены либо самостоятельно покупать дорогостоящие страховки за границей, либо ждать редкого отпуска в Украину, чтобы поправить там здоровье. А сколько было неприятных случаев, когда жены наших дипломатов не могли рожать за границей, поскольку у них не было страховок, а посольства отказывались платить за роды. Одним словом, уже давно назрела острая проблема кардинального поднятия уровня зарплат для наших дипломатов. Причем не на проценты, а в разы, что хотя бы уравняет с материальным обеспечением наших ближайших соседей.
Кроме того, Климкину не удалось отстоять в тексте закона норму об отмене согласования Администрацией президента кандидатур высшего дипломатического состава, которые отправляются за границу, от чего МИД желает избавиться уже долгое время. Как и не удалось сохранить норму о проведении обязательных консультаций относительно кандидатур на должности послов в комитете по иностранным делам ВРУ, что было предусмотрено в первоначальном законопроекте, на который президент Порошенко наложил вето.
- Все, что вы перечислили, - это внутренние проблемы внешнеполитического ведомства. Как это отразилось на отношении Украины с другими странами?
- На протяжении последних 5 лет, когда МИД возглавляет Климкин, дипломатические отношения Украины с нашими ближайшими западными соседями – членами ЕС накалялись и даже заходили в тупик. Это в первую очередь касается таких стран, как Польша, Венгрия, Румыния. Как можно было испортить отношения с Польшей, которая выступала адвокатом и арбитром Украины на международной арене? Венгрия последнее время наглухо заблокировала евроинтеграционные процессы Украины. А последние языковые инициативы украинской стороны, кроме укрепления позиций государственного языка, могут осложнить ситуацию в Закарпатье и на Буковине, где компактно проживают венгерские и румынские нацменьшинства.
Как результат такой беззубой политики, внешнеполитический курс Климкина-Порошенко привел к тому, что наша страна утратила субъектность в международной политике, перестала играть ключевую роль на мировой арене и превратилась, к сожалению, в разменную монету для крупных игроков, готовых уступить часть ее суверенитета и территорий ради сиюминутной геополитической выгоды.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ