У Верховной Рады с утра четверга, 25 апреля, проходит акция в поддержку языкового закона. Люди собрались к 10 утра - началу работы парламента.
У здания Верховной Рады установили сцену и мониторы, на которых транслировали высказывания о важности принятия закона, в том числе вице-премьера Вячеслава Кириленко и главы УПЦ КП Филарета. После начала работы парламента на экране транслируется пленарное заседание.
Среди тех, кто был на акции – депутат от "Свободы" Андрей Ильенко и министр здравоохранения Ульяна Супрун. Несколько депутатов сегодня пришли в футболках с надписью "Нас объединяет язык".
Спикер Андрей Парубий надеется, что закон о украинском языке примут в течение дня, после рассмотрения оставшихся правок. В кулуарах парламента депутаты не исключили, что рассматривать закон будут до позднего вечера.
Законопроект 5670-д "О функционировании украинского языка как государственного" одобрили в первом чтении в октябре 2018 года с седьмой попытки. С тех пор депутаты рассмотрели более 2000 правок, прошли выборы президента. Спикер парламента Андрей Парубий планировал принять закон еще осенью, после выборов президента он надеялся на Чистый четверг, 25 апреля.
За языковой закон в целом высказывались все фракции коалиции: "Блок Петра Порошенко", "Народный фронт", "Самопомич", "Батькивщина", "Радикальная партия". Категорически против выступили во фракции "Оппозиционный блок". Юрий Бойко заявил в кулуарах парламента 25 апреля, что он и его соратники подадут в суд в случае принятия языкового закона. Александр Вилкул с трибуны заявил, что языковой проблемы не существует нигде, кроме "проклятой людьми Верховной Рады".
|
Глава парламентского комитета по вопросам культуры и духовности и один из инициаторов закона Николай Княжицкий (член фракции партии "Народный фронт") говорил, что на сегодняшний день нет ни одного закона, который бы регулировал применение украинского языка как государственного, так как 28 февраля 2018 года Конституционный суд признал закон "Об основах государственной языковой политики" от 2012 года (так называемый закон "Колесниченко-Кивалова" про двуязычие в регионах) неконституционным из-за нарушения Верховной Радой процедуры его рассмотрения и принятия. Княжицкий также отмечал, что "все демократические страны имеют языковые законы" и приводил в пример Польшу, Чехию и страны Балтии.
Глава избирательного штаба Владимира Зеленского Дмитрий Разумков на следующий день после второго тура президентских выборов сказал, что закон о украинском языке как государственном должен быть. Однако, любовь к языку нужно прививать не методом кнута, а методом пряника.
- Я думаю, что сначала пускай Рада разберется во всех правках, которые есть к этому закону, пусть они его рассмотрят и примут. Исходя из позиции Зеленского, которая была в том числе озвучена вчера, единственным государственным языком в Украине является украинский язык. А развитие и поддержка государственного языка - это одна из ключевых прерогатив президента. Те методы, мне кажется, и это было озвучено в том числе и Зеленским, должны быть все-таки стимулирующими, а не идти по методу кнута. То есть метод пряника приносит больше и в этом вопросе в том числе, - сказал Разумков.
Говорить на украинском языке всем государственным служащим, а также людям, которые представляют Украину как государство: врачам, учителям, военным, спортсменам, артистам. Знание языка является одним из условий для занятия высших должностей в государстве. Язык публичных мероприятий также украинский. Половина тиража печатных изданий должна выходить на украинском языке. Если клиент обратился к продавцу или официанту на украинском, то он обязан ответить на государственном языке.
Закон предусматривает закон за нарушения административную ответственность в виде штрафов от 3400 до 8500 гривен. Большинство норм закона вступит в силу через два года. Это так называемый переходный период. Также языковой закон регулирует преподавание в школах, вузах, книжное издательство, язык рекламы, компьютерных программ, театров и кино.
"КП в Украине" изучила экспертную оценку Главного научно-экспертного управления Верховной Рады. Замечаний набралось на 19 страниц, вот 15 основных.
В законе сказано, что его действие не распространяется на сферу личного общения, но четко не обозначено, а что такое "личное общение" - оно ограничивается пределами кухни человека или условного говоря, это все нерабочее время?
Очень много норм определены в законе как "задачи" государства и являются декларацией о намерениях. На практике это может привести к тому что сложно будет реализовать эти нормы в жизнь. Нет четкого алгоритма реализации.
Размытые формулировки, которые не дают возможности для определения их однозначного юридического наполнения. К примеру, какой смысл закладывался в формулировку "противодействие вульгаризации украинского языка"?
Законом не урегулирован порядок использования языков национальных меньшинств, развитие, использование и защита которых гарантированы Конституцией!
Существенным недочетом закона является и то, что законодатели обязывают употреблять и обещают жесткий контроль за соблюдением использования украинского языка, но при этом отсутствуют механизмы, направленные на популяризацию украинского языка. Негативно, что законом не гарантируются бесплатные языковые курсы для людей, которые не владеют украинским языком, хотят его изучить, но самостоятельно это не могут сделать, а на репетитора денег нет.
Отсутствует единый подход к определению требований владения украинским языком. В законопроекте встречаются абсолютно разные формулировки, которые на практике приведут к многочисленным спекуляциям. К примеру, можно человека обвинить, что он не владеет украинским языком "на уровне, достаточном для выполнения должностных и профессиональных обязанностей", а он в ответ будет парировать: я "свободно владею государственным языком".
Обязательность получения языковых сертификатов при поступлении на работу (в основном для госслужащих) таит в себе коррупционные риски.
Предложение о том, что Госсертификат как единый документ, который подтверждает уровень владения украинским языком, - неудачно. Такими документами могут быть: диплом об окончании вуза, сертификат ВНО по украинскому языку.
Создание дополнительных органов - Нацкомиссии по стандартам украинского языка, Центра украинского языка, Терминологического центра украинского языка, Уполномоченного по защите государственно языка – создают проблемы по координации действий и закладывают предпосылки для распространения коррупции.
Закон четко не определяет основания для обращения с жалобой к языковому омбудсмену.
Предоставление адвокатом правовой помощи на украинском языке – спорно. Ведь клиентами частных адвокатов являются не только граждане Украины, но и иностранцы, лица без гражданства.
Норма, обязывающая печатные СМИ издавать не менее 50% тиража на украинском языке, приведет к массовой перерегистрации СМИ. Возникает лазейка, чтобы под шумок отказывать в регистрации неугодным СМИ.
Ограничение ввоза книжной продукции по языковому признаку противоречит как минимум двум международным декларациям – о принципах международного культурного сотрудничества и о культурном разнообразии.
Противоречивым является требование транслитерации украинских географических названий при помощи алфавита другого языка в соответствии со звучанием на украинском языке. Абсурдно. На практике может привести к тому, что, допустим, если наше издание напишет "Киев", а не "Кыйив", "Кропивницкий", а не "Кропывныцькый", то будет оштрафовано за "пренебрежение украинским языком".
Парламентарии убеждают, что реализация данного закона не повлечет дополнительных расходов из госбюджета. Это неправда. Ведь только на создание нескольких дополнительных "языковых" госорганов потребуются сотни тысяч, если не миллионы гривен.