Чем ближе дата второго тура президентских выборов, тем больше в социальных сетях и кулуарах власти дискуссий о том, что Украине нужно задуматься о переходе от президентско-парламентской к чисто парламентской форме правления.
"КП в Украине" разбиралась, почему вновь обсуждается эта тема, когда могут "стреножить" президента и кто выиграет от новых государственно-политических правил.
О возможности перехода к парламентской республике говорят в контексте победы на выборах 21 апреля Владимира Зеленского, вероятность которой очень высока. Последние социологические опросы свидетельствуют, что во втором туре симпатии украинцев распределяются так: 51% украинцев готовы проголосовать за Зеленского, 21% - за Порошенко (итоги соцопроса группы "Рейтинг", обнародованного 11 апреля).
|
Оппоненты кандидата Зе и многие эксперты опасаются, что президент Зеленский попросту не справится – опыта нет, профессиональной команды тоже (по крайней мере, пока непонятно, кто эти люди), а вызовы перед страной стоят большие, требующие взвешенных решений, дипломатической выверенности и государственнической точности. Каждый неверный шаг несет колоссальные риски, которые в нынешних условиях непозволительны Украине.
А это означает, что такому малоопытному в государственных делах президенту следовало бы "урезать" полномочия. И отобранное необходимо передать парламенту.
На сегодняшний день глава государства обладает достаточно широкими полномочиями, особенно в сфере нацбезопасности и внешней политики. Президент является Верховным главнокомандующим ВСУ. Он вносит на рассмотрение парламента свою кандидатуру министра обороны, назначает высшее командование ВСУ, также его конституционной квотой считается кандидатура главы СБУ, по предложению коалиции он подает в Верховную Раду кандидатуру генпрокурора.
Он также возглавляет Совет нацобороны и безопасности. Именно президент выступает с инициативой об объявлении состояния войны и в случае вооруженной агрессии против Украины принимает решение об использовании ВСУ.
Президент представляет страну в международных отношениях, ведет переговоры и заключает договоры. Он вносит в парламент представления о назначении на должность и освобождении от должности главы МИД, единолично назначает и отзывает послов Украины, принимает решения о признании иностранных государств.
Именно президент вносит на рассмотрение Верховной Рады кандидатуру премьер-министра, ранее предложенную коалицией (может и "завернуть"), может поднимать вопрос о недоверии правительству, приостанавливать действия актов КМУ.
По представлению Кабмина президент назначает на должность и освобождает от должности председателей местных госадминистраций. Имеет право распускать парламент, присутствовать на любом заседании ВР. Обладает правом законодательной инициативы.
|
А вот в классической парламентской республике президент имеет достаточно ограниченные полномочия, в основном церемониальные и представительские. Часто в парламентских республиках президент избирается не на всенародных выборах, а в парламенте.
Вся полнота власти лежит на парламенте и правительстве. Премьер-министром становится выдвиженец коалиции. Министрами стают депутаты из партий, обладающим большинством голосов в парламенте. Переформатируется коалиция - меняется состав правительства. Парламент контролирует правительство.
У перехода Украины к парламентской республике есть как свои сторонники, так и противники. Начнем с плюсов.
Эксперты прогнозируют, что при парламентской республике исчезнет дуализм власти, который наблюдается в Украине несколько лет. То есть, будет четко разграничено, за что отвечает президент, а за что правительство, с последующими кадровыми решениями. На сегодняшний день расширенные полномочия президента на практике приводят к тому, что все хорошие заслуги правительства главы государства приписывают себе, а социально-экономические недочеты – сваливают на премьер-министра.
Не возникает сюрпризов при назначении премьера и министров. Люди голосуют за партию и глядя на избирательный список имеют представление, кто может стать премьером, а кто министром. Таким образом исключается вероятность, что кресло кто-то купит или займет "темная лошадка" олигархов.
Парламент в парламентских республиках – центр достижения компромиссных решений, а не пожиратель средств налогоплательщиков, который только благословляет решения президента.
Социологи прогнозируют, что в следующий парламент могут пройти представители 7-8 политических сил. А это означает, что Верховная Рада будет очень фрагментирована, что на практике может привести к политическому хаосу: длительной коалициаде, затяжному прохождению или частым провалам важных для страны законов.
|
Кулуарные договоренности и торги могут приводить к частым переформатированиям коалиции, а соответственно - и частым отставкам правительства. То есть, страна будет временно "обезглавлена".
Частые смены правительства могут влечь за собой смену внутри- и внешнеполитического курса страны. Да, на сегодняшний день в Конституции Украины закреплено, что страна стремится в ЕС и НАТО. Но при парламентской республике эти нормы Основного закона не составит труда отредактировать. И тогда Украина будет дрейфовать то в сторону европейского вектора развития, то российско-азиатского – все будет зависеть от политической конъюнктуры в парламенте.
Армия, силовики и прокуратура переходят под управление парламента. В условиях военной агрессии извне и необходимости быстро принимать решение о применении ВСУ разношерстный парламент может дать осечку.
Для таких политических мастодонтов, как Петр Порошенко, Юлия Тимошенко, Юрий Бойко переход к парламентской республике - едва ли не единственная возможность не потерять (усилить) власть. Для этого необходимо лишь успешно провести предстоящую парламентскую кампанию, а далее сформировать коалицию и сторговаться по премьеру.
Итоги президентских выборов свидетельствуют о том, что на парламентских выборах партии "Батькивщина", "Оппозиционная платформа "За жизнь", БПП, "Гражданская позиция" имеют очень высокие шансы провести солидный десант своих представителей в парламент.
Изменения в Конституцию вносятся в три этапа.
Сначала народные депутаты в первом чтении 226 голосами поддерживают соответствующий законопроект.
Потом документ адресуется в Конституционный суд для получения экспертного заключения. В случае позитивного решения вопрос выносится на второе чтение в Верховной Раде.
В этот раз необходимо, чтобы документ заручился поддержкой минимум 300 голосов.
Для прохождения всех этих этапов нужно как минимум 2-3 недели. А до второго тура президентских выборов остается меньше недели. Не успеют.
Но даже если народным депутатам удастся договориться и провести изменения в Конституцию до инаугурации новоизбранного президента (должна состояться до 3 июня), возникнет правовой спор - будут ли эти изменения распространяться на нового главу государства?
Команда шестого президента Украины сможет апеллировать к тому, что он избирался под полномочия, прописанные Конституцией по состоянию на 21 апреля 2019 года. Потребуется разъяснение Конституционного суда. Судьба президента будет зависеть от того, как суд растолкует Конституцию Украины.
К примеру, в 2003 году Конституционный суд "повернул" Основной закон так, что у Леонида Кучмы была возможность баллотироваться на третий президентский срок, хотя Конституция ограничивает пребывание на должности президента только двумя сроками. Ловкость трактования и никакого мошенничества.
В СМИ давным-давно зацементирован тезис о том, что нынешний Конституционный суд полностью в руках Петра Порошенко. И как бы Зеленский не хотел быстро провести кадровые ротации судей, у него это не получится.
14% украинцев поддерживают президентскую форму правления
6% украинцев выступают за парламентскую форму правления
58% украинцев убеждены, что для Украины наиболее подходит совмещение президентской и парламентской форм республики.
(Данные последнего опроса фонда "Демократические инициативы" имени Илька Кучерива и Киевского международного института).