Выборы президента Украины в самом разгаре. Пока кандидаты готовятся к дебатам на стадионе, их политтехнологи активно просчитывают ходы наперед и пытаются переиграть друг друга.
Ко второму туру Владимир Зеленский и Петр Порошенко позвали себе в помощь специалистов из Израиля. И если о пиарщике первого пока ничего не известно, то политтехнолог нынешнего главы государства уже дал о себе знать.
Не так давно в Украину приехал некий Моше Клугхафт. В своем Фейсбуке он тут же запостил несколько снимков – один из окна телеканала "Прямой", а второй – из окна в жилом доме на перекрестке улиц Рейтарской и Стрелецкой в Киеве.
О появлении известного политтехнолога тут же сообщили Михаил Саакашвили и Сергей Лещенко. Оба утверждают, что тот известен как "черный пиарщик", способный довести оппонента своего клиента до безумия.
- Стратегия Моше Клугхафта везде одинакова: нападать на противника настолько сильно, что оппонент не выдерживает и отвечает резким взрывом негатива, и в итоге выглядит плохо. Порошенко будет провоцировать Зеленского, чтобы он говорил грубые вещи, которые могут оттолкнуть избирателя. Именно поэтому главной целью штаб действующего президента выбрал вытянуть Зеленского на дебаты и утопить его в негативе, беспрерывно атакуя по каждому поводу, - пишет в своей колонке для "Украинской правды" народный депутат Сергей Лещенко.
Из открытых источников известно, что за годы своей карьеры Моше успел поработать в Грузии, Косово, Румынии, Австрии, Германии, Италии и конечно же в родном Израиле. "КП" в Украине" решила собрать самые интересные эпизоды из профессиональной деятельности Клугхафта.
В 2016 году в Румынии проходили всеобщие выборы в парламент, где Клугхафт работал с Социал-демократической партией и отличился особой изобретательностью. Кампания СДП прошла под слоганом "Отважься верить в Румынию". Этот лозунг подкрепляли маленькие полиграфы на улицах Бухареста, где любой желающий мог ответить лишь на один вопрос – верит ли он в Румынию?
Инновационный подход помог изменить имидж партии с "ветеранской" на молодую и современную. Итог – 46% голосов против 25% у главных оппонентов.
В 2017 году Клугхафт помогал уже бывшему канцлеру Австрии Кристиану Керну. Главе государства необходим был имидж народного лидера, и Моше снова проявил изобретательность.
Керна переодели в доставщика пиццы и он пошел по домам со скрытой камерой. Все происходящее снималось и с других ракурсов. В итоге получился очень живой и веселый ролик, в котором люди приятно удивляются и приглашают Керна к себе в гости. Видео вызвало много дискуссий в соцсетях, т.к. его героями оказались непростые люди. В частности, в одном из кадров был замечен функционер из партии Керна.
Выборы в Грузии состоялись относительно недавно, в ноябре 2018-го. Туда Клугхафт подоспел лишь ко второму туру, когда в команде Саломе Зурабишвили поняли, что могут "пролететь". Противостоял ей оппозиционер Григол Вашадзе от бывшей партии Михаила Саакашвили "Единое национальное движение".
- В первые дни моего там пребывания мы стали свидетелями митингов. Было много шума, звучали тяжелые обвинения в адрес партии "Грузинская мечта". Распространяли сделанные с дронов снимки недвижимости лидеров партии: вот, мол, смотрите, у этих богачей столько излишеств. Было ощущение, что все эти атаки на правящую партию были кем-то тщательно спланированы. И я сказал: нужно переходить в контратаку, а не защищаться. Есть определенные правила, - рассказал Клугхафт в интервью "9 каналу".
Контратака не заставила себя долго ждать. Моше собрал все самые жуткие истории, связанные с периодом правления Саакашвили и "поднял это на вентилятор".
- Там был очень твердый пиар, направленный на выявление преступлений, которые были допущены в период правления Саакашвили. Это всякие пытки, нарушения прав заключенных… Давили на то, что людей как раз больше всего смущало во времена Саакашвили, - рассказал "КП" в Украине израильский политолог Авигдор Эскин.
|
Параллельно Клугхафт прилично увеличил явку по сравнению с первым туром. По итогам голосования Саломе Зурабишвили набрала 59,52% голосов против 40,48% у Григола Вашадзе и стала первой женщиной-президентом в истории Грузии.
Наибольший успех у Клугхафта был с израильской партией "Еврейский дом", которая по сути была создана с нуля. Тогда он работал вместе с Нафтали Беннетом, чей рейтинг в 2012 году не превышал и двух процентов.
Сперва Моше помог ему возглавить "Еврейский дом", а затем взялся за продвижение политсилы. Итогом стали 12 мест в парламенте из 120 возможных. Столь высокого результата в партии не видели с 1977 года. Популярность же самого Беннета за год резко возросла, и в 2013 году он возглавил министерство экономики.
Примечательно, что именно с этой партией связана и одна из наибольших неудач политтехнолога. Следующие выборы в парламент для "Еврейского дома" стали полным провалом.
Помимо этого, в Израиле Клугхафта знают по его работе против левой неправительственной организации "Керен Хадаша лэ Исраэль". Моше приложил немало усилий, чтобы очернить их репутацию и свести на "нет" всю деятельность.
В Интернете распространялось множество роликов, в которых "Керен Хадаша лэ Исраэль" обвинялись в финансировании терроризма, работе на другие государства и прочей антигосударственной деятельности. Под стенами дома главы организации неоднократно проводились акции протеста, а в сети распространялись ее фото с рогом на голове, протыкающим флаг Израиля.
Авигдор Эскин, израильский публицист и общественный деятель:
- Он один из лучших в мире. Он действительно очень креативный и очень хорошо понимает психологию выборов, чего обычные люди не понимают вообще. Клугхафт пытается создать психологическую атмосферу и бить в одну точку, и это у него получается. Но что касается Украины, то я не думаю, что ему что-то удастся. Я не вижу, как его методы могут сработать. У вас почва совершенно другая и выше головы не прыгнешь.
Александр Цинкер, израильский политолог, бывший депутат Кнессета:
- Мне кажется, все это гиперболизировано. Да, политтехнолог. Да, довольно-таки известный. Он как бы и не скрывает, когда приезжает к заказчику. Например, в Грузии он работал недавно. И там как-то Саакашвили назвал его "мошенником-евреем". Клугхафт поймал его на этом и начал обвинять в антисемитизме. В итоге и еврейская община в Грузии подключилась, и всем пришлось за Саакашвили извиняться.
Видимо, и Порошенко хочет делать что-то нестандартное. И мне кажется, судя по тем выступлениям, которые он сейчас проводит, Моше уже начал искать какие-то ходы. Но вообще мне кажется, что украинские СМИ просто подняли шумиху из его приезда. Я тоже политтехнолог и когда-то работал на выборах в Литве. И я никогда бы этого не скрывал, потому что это моя реклама.
Эммануэль Навон, израильский политолог и эксперт по вопросам внешней политики:
- Я не знаю его лично, но он очень популярен среди израильских политиков. Тот факт, что у него есть крупные клиенты за пределами Израиля, свидетельствует о его высоком уровне. Я знаю, что он часто действует грязно, но больше о нем сказать не могу.
Сергей Быков, украинский политолог:
- Он специализируется на чернухе в первую очередь. Достаточно хороший качественный профессионал, ничего плохого о нем как о политтехнологе сказать не могу. Он был главным политтехнологом кампании Зурабишвили и благодаря ему она стала первой женщиной-президентом Грузии. По деньгам все будет зависеть от того, сколько клиент готов заплатить. И чем выше уровень риска, тем больше ценники.
Моше Клугхафт – израильский политтехнолог, пиар-асс, специализирующийся на черном пиаре, провокациях, личных атаках и оскорблениях. Один из лучших политтехнологов в мире. Еще в 2008 году журнал Forbes признал его одним из самых влиятельных израильтян в возрасте до 40 лет. Также он был признан самым влиятельным стратегическим экспертом Израиля ведущей финансовой газетой страны "Глобус".
У себя на родине Клугхафт сотрудничал только с правыми политсилами. По словам самого политтехногога, для него важно разделять идеологию клиента.
Помимо своей основной работы, Моше увлекается музыкой и пишет песни. На своем официальном сайте он представлен как международный стратегический советник и руководитель кампаний политических лидеров и партий по всему миру.
Услуги Клугхафта в Украине оценивают примерно в полмиллиона долларов. Однако точной информации на этот счет нет.
Моше Клугхафт в интервью "9 каналу" в 2018 году:
"Сначала вы задаете вопросы, которые помогают понять, в чем сомневается неопределившаяся часть электората. После тщательного анализа вы формулируете лозунг, который подталкивает этих людей к нужному вам решению – в пользу вашего кандидата. При этом лозунг не должен отпугнуть тех, кто однозначно за твоего кандидата. Потом вы выстраиваете стратегию. Необходимо задействовать методику проведения фокус-групп. Фокус-группы – это, например, женщины 40 лет, мужчины 60 лет, сомневающиеся, поддерживающие, те, кто скорее поддерживает, чем нет… И так, шаг за шагом, вы проверяете на них свою стратегию. К примеру, как ими воспринимаются билборды, что еще может их убедить голосовать так, как вам надо".
"Сегодня вы можете найти информацию на любого кандидата. Все есть в интернете. Что и когда он говорил. Какой пост он написал в соцсетях полгода назад, а какой – два года назад. Вы уже не можете легко обмануть своего избирателя. Надо напоминать избирателю, что было раньше".