20 марта во время заседания Кабмина Владимир Гройсман был в хорошем настроении. Правительство приняло решение о продлении контракта с председателем правления НАК "Нафтогаз Украины" Андреем Коболев на условиях Премьер-минстра. Гройсман получил одну из самых значительных побед в своей политико-управленческой карьере.
22 марта закончилось действие контракта руководителя "Нафтогаза" Андрея Коболева. Того самого контракта, в котором были предусмотрены заоблачные зарплата, бонусы и премии руководителя госпредприятия. Глава НАК рассчитывал на продолжение сделки. Причем, на улучшенных условиях. Гройсман возразил. После короткой конфликтной фазы, стороны пошли на компромисс. В результате заплату руководителя НАК снизят вдвое, также будут отменены ежемесячные и ежеквартальные премии и бонусы.
Для человека, который не разбирается в административных тонкостях, результат конфликта выглядит, как победа Гройсмана в борьбе против руководителя госкомпании, у которого чересчур высокие прибыли и - слишком мало обязательств.
Украинское общество уже давно не доверяет простым версиям событий. Поэтому и экспертная среда, и политизированная общественность восприняли конфликт между Гройсманом и Коболевым, как столкновение двух групп элит за контроль над ресурсным госпредприятием. Мотивы сторон каждый себе додумывал соответствии с собственными убеждениями.
Большинство согласилась с тем, что в противостоянии выиграл Гройсман. Кому-то это понравилось, кому-то - нет. Однако, мало кто понял, что же произошло на самом деле ...
Коболев снизили зарплату. Это - важно. Но это - не главное.
Пока внимание было приковано к "коболевским карманам", Гройсман провел переговоры с Наблюдательным советом "Нафтогаза", результатом которых стало включение в новый контракт Коболева ряда обязательств по развитию и реформированию НАК. Во-первых, руководитель "Нафтогаза" должен обеспечить транзит российского газа в Европу через украинскую ГТС после 1 января 2020 года, когда закончится действующее соглашение. Во-вторых, осуществить анбандлинг - отделение деятельности по транспортировке природного газа от добычи и поставки. В-третьих, увеличить добычу украинского газа с 15 млрд м3 в 2018 до 18 млрд м3 по итогам 2019 г.
Если сформулировать проще - в контракт Коболева включено требования провести давно запланированные, но до сих пор не реализованные реформы госкомпании.
Пока пресса и специалисты разбирались, каких реформ требует Гройсман, и как они повлияют на отечественный энергетический рынок, Премьер решил в пользу Правительства еще ряд проблемных вопросов. В частности, Правительство внесло изменения в устав "Нафтогаза", согласно которым в дальнейшем председатель и члены правления НАК будут назначатся Кабмином без представления Наблюдательного совета. Государство - единственный акционер "Нафтогаза", и данное решение позволит избежать конфликтов вроде того, который мы наблюдали в течение последних нескольких месяцев. Также Гройсману удалось изменить двух из пяти членов правления и прекратить полномочия одного из независимых членов Наблюдательного совета, Стивена Хейсома, который в течение года фактически не выполнял своих полномочий.
В итоге: зарплата руководителя НАК стала более справедливой, дан толчок реформам госкомпании "здесь и сейчас", а не "когда-то", обеспечена ее управляемость государством.
Гройсман продемонстрировал, что может проводить необычные для украинской политики "многоходовки". Да еще и - на нескольких "досках".
От него ждали борьбы за то, чтобы поставить "своего человека" во главе "Нафтогаза", а он просто изменил правила. При таких условиях действительно не важно, кто возглавит кампанию. Важно, что он будет делать. Гройсман неоднократно это подчеркивал. И, как оказалось, говорил правду.
"Борьба с зарплатой" Коболева была сигналом для социальных низов о готовности главы правительства отстаивать принципы социальной справедливости. А дискуссия Гройсмана с Ляшко во время заседания Правительства показала, что премьер способен дебатировать с одним из сильнейших популистов страны. Причем, дебатировать с позиций государственного деятеля.
Гройсман продемонстрировал, что за неполные три года премьерства полностью овладел мастерством административного управления и политической интриги.
Это - плохая новость для тех, кто предсказывает "политическое забвение" главе правительства в случае потери премьерства. Гройсман готов к украинской политике. Более того - он один из сильнейших ее субъектов.
И, чем бы ни закончились президентские и парламентские выборы, Гройман будет среди главных претендентов на премьерство осенью этого года. Хотя бы потому, что он сейчас более, чем кто либо, готов к этому.