До президентских выборов остается чуть больше недели. Пора уже начинать потихоньку сводить дебет с кредитом. Предварительные подсчеты дают основания утверждать, что прогнозы экспертов о самой дорогой в истории Украины предвыборной кампании подтверждаются. Только на телевизионную рекламу ушло более миллиарда гривен!
"Только за два месяца 2019-го, январь и февраль, кандидаты потратили на ТВ-рекламу 448 миллионов гривен", - заявил аналитик Общественного движения "Честно" Игорь Фещенко.
"КП" в Украине" выяснила, конвертируются ли такие расходы в голоса избирателей.
Политтехнологи утверждают: кандидатский минимум для того, чтобы более-менее ярко о себе заявить, составляет около 50 миллионов долларов. Это деньги на визуальную рекламу (телевизионную, наружную и печатную), организационные расходы и траты в день выборов.
"Размер предвыборных расходов во многом зависит от доступа кандидатов к СМИ. Телевизионная реклама имеет хоть и не решающее, но все-таки большое значение. Особенно для кандидатов второго-третьего звена и особенно накануне парламентской кампании", - говорит политтехнолог Тарас Загородний.
Стоимость предвыборной кампании кандидатов-фаворитов в разы дороже. Политтехнолог Никита Потураев предполагает, что президент Петр Порошенко и лидер "Батькивщины" Юлия Тимошенко потратят на первый тур выборов не менее 100-150 миллионов долларов.
"Из фаворитов предвыборной гонки меньше всего потратится Зеленский. Его кампания не выглядит дорогостоящей", - считает Потураев.
Миллионы долларов кандидаты, как утверждают эксперты, потратят непосредственно в день выборов. Нужно будет оплатить работу членов избирательных комиссий, наблюдателям.
"Считайте сами: в Украине более 30 тысяч избирательных участков. Минимум от кандидата на каждом участке будет по одному члену комиссии и хотя бы одному наблюдателю. "Гонорар" каждого оставит 1-2,5 тысячи гривен. Выходим на сумму 60-75 миллионов гривен. И это только один кандидат", - анализирует директор Комитета избирателей Украины Алесей Кошель.
В то же время он уточняет: такие проплаты могут иметь теневой характер, поскольку деятельность наблюдателей и членов комиссии (кроме главы, замглавы и секретаря комиссии. - Авт.) согласно действующему избирательному законодательству должна быть бесплатной, исключительно на волонтерских началах.
Несмотря на то что реклама Юлии Тимошенко в январе-феврале появлялась в рекламных блоках телевизионных каналов реже, чем ролики конкурентов, ее расходы на телерекламу оказались самыми высокими - 78,9 млн грн.
"Это можно объяснить тем, что ролики Тимошенко выходили на наиболее рейтинговых телеканалах в прайм-тайм. Так, у Тимошенко самая высокая цена за трансляцию рекламы - около 59 тысяч гривен за ролик. Для сравнения: средняя стоимость ролика ее ближайших конкурентов по расходам на рекламу - Сергея Таруты и Петра Порошенко составила 41 и 23 тысячи гривен соответственно. Отдельные ролики Тимошенко, которые выходили на канале "Украина", могли стоить более 400 тысяч гривен, так как реклама на этом телеканале самая дорогая", - рассказывает эксперт "Честно" Елена Никулина.
Что касается действующего президента Петра Порошенко, то, по словам эксперта, в январе он практически не имел рекламы на ТВ.
"Массовая кампания началась только после его регистрации 7 февраля. Уже в конце февраля и в начале марта Порошенко начал выбиваться в лидеры, расходуя на рекламу по 6 миллионов гривен в день - в два раза больше, чем Тимошенко", - подчеркнула Никулина.
Еще одна особенность - принадлежащий Петру Порошенко "5 канал" транслировал исключительно ролики президента.
2018 год
2019 год
Лидеры по количеству политической рекламы на ТВ
2019 год*
* Количество роликов за январь-февраль 2019 года на пять украинских телеканалах.
*Данные движения "Честно" после анализа эфирного продукта 5 украинских телеканалов: ТРК "Украина", "1+1", "Интер", ICTV, СТБ.
Чтобы узнавать новости первыми, подписывайтесь на страницы "КП в Украине" в Фейсбуке, Инстаграме, Твиттере, Телеграме и YouTube.
Насколько жизнеспособны страшилки о том, что президентская кампания может не состояться.