Начальник Генштаба ВСУ Виктор Муженко утвердил эмблемы трем армейским бригадам. И скорее всего, это событие не привлекло бы никакого внимания, если бы символикой одной из них не стало изображение черепа. Кто-то назвал эмблему пиратской, другие - нацистской.
Так что все-таки означают символы на новых военных нашивках?
У эмблемы 72-й отдельной механизированной бригады имени "Черных запорожцев" - "мертвая голова" на черно-красном фоне и надпись "Украина или смерть" - вполне историческая подоплека. Есть мнение, что череп служил символом легендарных казаков, чье название носит отряд.
Их история начиналась в феврале 1918 года. Сначала они были небольшой командой конных разведчиков в Отдельном Запорожском отряде, защищающем Киев. Носили форму кубанских казаков - бешметы и темно-синие черкески, а на голове - казацкую шапку с черным шлыком из куска ткани. Отсюда второе название "Черных запорожцев" - черношлычники.
По воле случая в 1919 году в сражении с махновцами они захватили два вагона серого и черного сукна, из которого им пошили новый комплект черной униформы.
А что со знаменем? Все не однозначно. Историк Константин Гломозда, занимающийся исследованием украинских войск, описывает эмблему "Черных запорожцев" как черный значок со скошенным краем. На его лицевой стороне был изображен трезубец с надписью "1‑й конный полк черных запорожцев". На обратной - череп с костями и надпись: "Украина или смерть". Именно это изображено на новых эмблемах 72-й бригады. Однако по версии других источников, ни в мемуарах командира казачьего полка Петра Дяченко, ни сотника Бориса Монкевича изображение знамени не упоминается.
- Лично у меня череп на эмблеме войск вызывает не самые приятные ассоциации, - рассуждает в беседе с "КП" в Украине" военный эксперт Олег Жданов. - На ум сначала приходят пираты со своим Веселым Роджером. Хотя любопытно: изображая на флаге череп, они обращались к библейской символике. В основании Вифлеемского креста, на котором был распят Иисус, есть череп с костями - символ мудрости и вечной жизни.
Впервые изображение черепа - или по-другому "Адамовой головы" - появилось в середине XVIII века в прусской армии Фридриха Великого. Полк "гусары с мертвой головой" облачался во все черное, а на шапке-мирлитоне у них был изображен серебряный череп с костями. Символ единства войны и смерти на поле битвы.
Позже во времена войны 1812 года такой же череп появился на головных уборах "Бессмертного" полка Петербургского ополчения.
А в ХХ веке император Николай II сделал череп с костями официальным гербом Александрийского гусарского полка.
Использовали такую же символику и корниловцы, и сотрудники ЧК, и анархо-коммунисты батьки Махно, сопровождая "мертвую голову" надписью: "Смерть всем, кто мешает получить свободу трудовому народу". Но чаще всего после пиратского флага эмблема с изображением черепа вспоминается на военной форме 3-й танковой дивизии СС "Мертвая голова".
- Конечно, если мы пишем свою историю, нам надо менять стереотипы, - продолжает Олег Жданов. - Та же свастика - первоначально арийская символика - уходит корнями в древние культуры, в том числе и нашу. Если взять древние узоры вышиванок, мы найдем там элементы свастики.
- Вопрос о том, что изображать на разных эмблемах, решается в рамках существующего законодательства, - объясняет Олег Жданов. - Если у нас запрещена пропаганда нацистской Германии или символика коммунизма - ее никто не будет использовать. Другое дело, что в рамках нового исторического наследия нам нужна своя история, свои корни. Ведь эмблемы есть не только у военизированных структур - они есть, например, у прокуратуры или различных министерств. Все эти изображения, на мой взгляд, должны лежать в рамках государственной идеологии. Но на сегодняшний день происходит полный хаос. Назвали какой-нибудь полк в честь князя Галицкого - кто-то взял его историю, полистал, нашел символ и сказал: давайте его применим. А что он означал? Почему тот или иной князь шел на войну под этим знаменем? Мало кто пытается копнуть глубже.
Черно-красные цвета, которые преобладают на новых эмблемах, часто ассоциируются с радикальными организациями. Однако в исторической ретроспективе они были присущи украинским казацким хоругвям времен Запорожской Сечи наравне с сине-золотыми. После того как Гетманщина вошла в состав Российской империи, синие полотна с золотыми изображениями крестов стали постепенно доминировать и вытеснять черно-красные.
Новая эмблема 30-й отдельной механизированной бригады имени князя Константина Острожского Сухопутных войск ВСУ - семейный герб Острожских. Сам князь известен тем, что 8 сентября 1514 армия под его командованием разбила войско московского царя под Оршей.
А 58-я отдельная мотопехотная бригада имени гетмана Ивана Выговского Сухопутных войск ВСУ будет носить нашивки с изображением войскового знамени с эмблемой "W". По одной из версий, изображение зашифровывает начальные буквы четырех слов, с латыни означающих "истина, победа, добродетель и жизнь".