Никогда простой украинец не получает так много подарков от власти, как перед выборами. Мало того, что с марта обещают пересчитать пенсии, так еще и начнут платить субсидии живыми деньгами. Жаль только, что выборы у нас проходят всего раз в пять лет.
Кабинет министров намерен внести изменения в систему монетизации жилищных субсидий, предусмотрев их выплату в денежной форме уже с марта 2019 года. Об этом со ссылкой на министра социальной политики Андрея Реву сообщило агентство РБК-Украина.
"Было совещание у президента Украины при участии премьер-министра, ряда министров, заинтересованных сторон как "Укрпошта", "Нафтогаз", Пенсионный фонд, общественных организаций, представителей ОСМД. Было принято политическое решение о том, чтобы тех людей, которым субсидия назначена с октября, перевести на денежные расчеты в наличной форме уже с марта. Это делается для того, чтобы к маю понимать, какой механизм является более эффективным. Безналичный механизм мы запустили с 1 января, а теперь прорабатываем наличный - в экспериментальном порядке всем выдать деньги и посмотреть, как это будет работать", - рассказал Андрей Рева.
Министр пояснил, что параллельно будет запущено два механизма монетизации - наличный и безналичный.
"Сегодня у нас 4 миллиона получателей субсидий, средний размер субсидии составляет 1,5 тысячи гривен (в отопительный период, - ред.). Это 6 млрд гривен в месяц будем выдавать наличными", - уточнил Рева.
При этом в безналичной форме субсидии будут получать те граждане, которые обратились в управления социальной защиты уже после 1 января 2019 года.
Ранее в планах у правительства было запустить монетизацию субсидий ближе к концу года. Предполагалось, что всем получателям льгот и субсидий (кроме тех, кто обратились за помощью впервые в 2019-м) в мае 2019 года нужно было бы подать заявление на монетизацию и декларацию о доходах в управление социальной защиты населения и дать разрешение на обработку персональных данных.
Сейчас же все это придется делать в авральном режиме и, скорее всего, в органах соцзащиты снова будут очереди. Правда, пенсионерам идти туда не придется. Судя по всему, они будут получать деньги через пенсионный фонд вместе с пенсиями – на карту или же в отделении Укрпочты. Остальным же субсидиантам придется посетить органы соцзащиты, чтобы или получить деньги или передать чиновникам номер своего счета для перечисления денег. На сегодня механизм еще не разработан, поэтому точно это утверждать мы не можем.
Если механизм контроля за использованием средств субсидий не изменится в сторону ужесточения, то он останется прежним. В соответствии с ними, при продлении субсидии на новый период учитывается наличие просроченной задолженности по оплате услуг ЖКХ более двух месяцев. И если общая сумма долга за жилищно-коммунальные услуги превышает 340 гривен, субсидию могут и не назначить.
По словам Андрей Ревы, средний размер субсидии составляет 1,5 тысячи гривен. По сути, такую сумму каждый субсидиант получит на руки. Кто-то заплатит их за коммуналку, а кто-то, возможно, и "проест", посчитав предвыборной взяткой. Так что этот механизм может вызвать рост цен.
- Монетизация частично повлияет на инфляцию, - поясняет финансовый аналитик Алексей Кущ. - Раньше значительная часть субсидий проводилась взаимозачетом, а сейчас, деньги выйдут из системы. У тех же поставщиков услуг появится дополнительный оборотный капитал, и не факт, что он в систему "вернется". Кроме того, часть этих денег может быть банально потрачена не по назначению, ведь механизма контроля, кроме лишения субсидий, у государства нет.
Экономист Виктор Скаршевский говорит, что сумма в 5-6 млрд грн, даже если она вся попадет на потребительский рынок, не окажет сильного влияния на цены.
- Для оценки влияния на экономику и цены рассмотрим три варианта, - говорит экономист. – Первый: если вся полученная наличность пойдет на оплату жилищно-коммунальных услуг, никакого влияния на инфляцию или обменный курс данный механизм не окажет. Второй: если вся полученная наличность пойдет на потребление (отказ платить за ЖКУ), то увеличится долг за жилищно-коммунальные услуги на 5 млрд грн. На инфляцию это окажет минимальное влияние, так как среднемесячные расходы домохозяйств составляют порядка 250 млрд грн. Т.е. дополнительные 5 млрд грн наличных в месяц – это всего 2% от общих расходов. Вариант третий: если 50% уйдет на оплату жилищно-коммунальных услуг, а другие 50% на текущее потребление. Результат - увеличатся долги за ЖКУ, но на инфляцию и курс никакого влияния не будет.
Наслаждаться живыми деньгами наши граждане будут недолго. Если механизм запустят с марта, то люди получат субсидии только за февраль и март. В апреле уже обычно отключают отопление, поэтому и суммы субсидий существенно снижаются, а многим она на летний период не начисляется.
Но уже с 1 мая в соответствии с Меморандумом с МВФ, после завершения отопительного сезона, социальные нормы, на которых базируется система начисления субсидий, будут снижены на 11%.
Так, будет уменьшена норма потребления газа - с 4,5 до 4 куб. м на 1 кв. м отапливаемой площади.
Кроме того, с 1 мая в Украине может еще раз подорожать газ - ориентировочно, на 20%.
"Для формирования цены на газ есть постановление Кабинета министров. С 1 ноября 2018 года (действует коэффициент) 60% от общей цены, которая есть по формуле. Эта формула предполагает с 1 мая повышение до 80 % от общей цены на газ формального расчета", - сказал Андрей Рева и добавил, что применение формулы и соответствующее повышение цены на газ с 1 мая будет зависеть "от многих факторов" - ситуации в стране и экономического роста.
При этом эксперты говорят, что в меморандуме с МВФ есть еще несколько интересных моментов. Если на протяжении 2019 года станет очевидно, что сокращения социальных норм недостаточно для того, чтобы субсидии остались в границах бюджета, правительство будет дополнительно уменьшать нормы или сделает необходимые изменения в формуле для расчета субсидий.
Поэтому радоваться монетизации накануне выборов и очередного повышения тарифов преждевременно.