В мае Кабинет министров утвердил Национальную транспортную стратегию Украины до 2030 года - Drive Ukraine 2030. В социальных сетях ее нещадно раскритиковали за нереалистичность. На фоне разбитых дорог планы об электрокарах, заряжающихся во время движения и беспилотных автомобилях выглядят как издевательство. Но министр инфраструктуры Владимир Омелян уверен: по меньшей мере половину из прописанного в стратегии выполнить реально. Об Украине будущего Омелян рассказал в интервью "Украинской правде".
В понимании Омеляна "умные дороги" должны обеспечивать коммуникацию автомобиля с инфраструктурой.
- Первые элементы, которые мы хотим запустить - это системы считывания трафика, взвешивания в движении, фиксация скорости на регулярных участках дорог. Должен быть четкий мониторинг трафика по всей стране, - говорит министр.
У правительства также есть планы по строительству интеллектуальной дороги для движения беспилотного транспорта.
- О беспилотном транспорте - это и является нашей целью, чтобы новый транспортный коридор Go Highway, который мы строим совместно с Польшей и Еврокомиссией, был с элементами самоуправляемых авто, - рассказывает министр.
Но и это еще не все. В стратегии прописано строительство пилотной дороги, которая будет аккумулировать электроэнергию и заряжать электрокары во время движения. Правда, по этому направлению даже расчеты пока никакие не проводились. Более того, такой дороги пока что нет ни в одной стране мира.
- Это перспективное направление. Мы серьезно за это пока не брались, потому что это вопрос 3-5 лет, когда на рынке будет достаточное количество электрокаров. Что мы делаем для развития рынка электрокаров? Совместно с "Укрэнерго" разрабатываем систему суперчарджеров, которые позволят заряжать электрокары не 22 кВт, как сейчас преимущественно по Украине, а 150 и более кВт. То есть даже современный автомобиль с батареей 70-100 кВт вы сможете зарядить в течение 15-20 минут, - уверен Омелян.
По словам Омеляна, сейчас электрокаров в Украине меньше одного процента. Но в планах правительства увеличить эту цифру до 50 процентов к 2030 году. А спустя 5-7 лет Украина и сама начнет производить электромобили.
- Минимум спустя 5-7 лет. Нужно время на создание правового поля, строительство завода. Но в случае с электрокарами это реалистичный срок, - считает Омелян.
Омелян рассчитывает, что тестовый участок Hyperloop в Украине появится в 2019 году, а спустя пять лет проект запустят окончательно. До конца года завершится научная оценка целесообразности строительства Hyperloop в Украине и министр уверен, что она будет положительной.
- Касательно появлении реального участка, то 5 лет - это срок, в который можно будет реалистично говорить о коридоре между Балтикой и Черным морем. Все зависит от того, как быстро будут происходить разработки. Пока фактически имеем скорость более 500 км/ч в тестовой трубе на короткой дистанции. Безусловно, что технология зависит от финансирования. Ее запуск зависит от того, как мы сможем мобилизовать финансовый ресурс, которым будет грузопоток, - считает Омелян.
По словам Омеляна, в ближайшие года многие украинские города смогут полностью перейти на электрический общественный транспорт.
- Мы получили 400 млн. кредита Европейского банка реконструкции и развития и Европейского инвестиционного банка на обновление подвижного состава в городах Украины. Проект очень успешен, потому что за счет этого дешевого кредитного ресурса многие города Украины имеют возможность полностью обновить свой подвижной состав и перейти на электрический. Более того, этот кредит предусматривает не только закупку подвижного состава, но и его производство, создание инфраструктуры, - говорит Омелян.
В планах правительства, чтобы электрический общественный транспорт постепенно вытеснил обычный.
- Мы пошли конкурентным методом, мы не действуем методом запрета. Мы открываем рынок со стимулированием электрического транспорта. Пользоваться им будет выгоднее, чем обычным транспортом, - говорит Омелян.
Министр говорит, что тариф на проезд в электротранспорте будут назначать городские советы и он может оказаться ниже нынешнего.
В планах Омеляна построить в Украине 50 новых аэропортов. Это будут 4-5 больших аэропорта типа "Борисполя", около 20 региональных и 10-15 маленьких аэропортов для внутренних перевозок.
- Потребность в них есть. Потому что у нас сейчас летают 5-7% украинцев, а могут и должны летать минимум 50%. Если раньше главным сдерживающим фактором была монополия и желание одного или нескольких людей держать небо в своих руках и контролировать доходы, то уже с этого года ощущается нехватка аэропортов. Авиация готова развиваться, запрос со стороны пассажиров безумный, особенно при снижении цен, а способности таковой нет, - считает Омелян.
Министр уверен, что добираться самолетом в Европу будет намного выгоднее, чем поездом или автобусом.
Кабинет министров утвердил Национальную транспортную стратегию Украины до 2030 года - Drive Ukraine 2030, которая выглядит несколько фантастично и даже немного комично. Мы решили разобрать основные моменты этого документа.