Когда ночью пошла информация, что на атомной подлодке произошла серьезная авария, всех мучил один вопрос: «Неужели новый «Курск»?»
- Подводная лодка находилась на этапе заводских ходовых испытаний, которые проводит сдаточная команда завода, - заявил нам помощник главкома ВМФ Игорь ДЫГАЛО. - Лодка повреждений не имеет. Радиационный фон на подводной лодке в норме.
К счастью, трагедия масштабов 2000 года не повторилась. Но ЧП на борту подлодки «Нерпа» стоило жизни 20 морякам и инженерам. Еще 21 пострадавшего откачивают в госпиталях.
Версии катастрофы
- На новых подлодках система пожаротушения срабатывает автоматически, - рассказал нам Геннадий ЯКОВЛЕВ, инженер-судоремонтник. - Я думаю, что возможны две версии трагедии. Первая - неисправный тепловой датчик. В отсеке могла незначительно подняться температура, а датчик сработал, как на пожар - элементарная ошибка в программировании. Вторая - кто-то закурил. А новые системы мгновенно реагируют на дым. Дальше закрылись отсеки, фреон съел кислород, и люди задохнулись. Они просто не надели маски, ведь не было никаких оповещающих сигналов - просто пошел газ.
Строители не были уверены в качестве АПЛ
Злосчастную подлодку заложили на Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре в 1991 году. К 1996-му ее почти достроили, дали порядковый номер и название «Нерпа». Но началась конверсия. Лодка ржавела в ангаре восемь лет. Субмарину даже подумывали распилить на металлолом. Но в 2004 году решили достроить корабль. А потом передать в аренду вооруженным силам Индии.
- На заводе говорят, что побаивались этой комиссии. Не были уверены в качестве АПЛ, которую достраивали в новых экономических условиях, - рассказал нам один из сотрудников Амурского завода. - До этого был кризис, и за это время оборудование устарело. К тому же с завода ушли квалифицированные специалисты. Были вопросы к качеству металла, который использовали при строительстве АПЛ. Закупали его в том числе и в Китае. Говорили, что, когда проходили первые испытания подлодки, между швов внутрь просачивалась вода. Поэтому неудивительно, что работы затянулись.
Военные держат в тайне все, что связано с ЧП
Большой Камень, куда вернулась подлодка, оцеплен военными. Машины без специальных пропусков в город не пускают. Лейтенант у шлагбаума поясняет:
- У нас чрезвычайная ситуация, в город можете въехать, если только у вас местная прописка.
Пробираемся через объездную дорогу. У администрации видим кучку людей.
|
Оказывается, родственников собрали на площади, чтобы доставить их к пострадавшим.
Люди томятся в ожидании, еще почти никто не знает, живы ли их отцы, мужья, сыновья.
Первый список экипажа оказался с ужасными ляпами. Часть выживших записали в погибшие. И наоборот.
- В 9 утра муж ушел на работу как обычно, - плачет жена одного из членов экипажа. - В 11 позвонил, сказал: «Срочно уходим в море. Машину отогнать не успеваю». Больше от него звонков не было. Надеюсь, что с ним все в порядке.
ТТХ «НЕРПЫ»
Проект 971 «Щука-Б»: Скорость (надводная) - 11,6 узла
Скорость (подводная) - 33 узла
Рабочая глубина погружения - 480 м
Предельная глубина погружения - 600 м
Автономность плавания - 100 суток
Экипаж - 73 человека (31 офицер)
Стоимость - $785 млн.
Силовая установка
Атомная. Один реактор типа ОК-650М (190 МВт) на тепловых нейтронах, два вспомогательных электродвигателя по 410 л. с., два дизель-генератора ДГ-300 по 750 л. с.
Вооружение
Торпедные аппараты: 4x650 мм, 12 торпед, 4x533 мм, 28 торпед. Ракето-торпеды, «крылатые ракеты» РК-55 «Гранат», подводные ракеты вместо части торпед.
ПВО ЗРК «Стрела-ЗМ», 3 пусковых контейнера, 18 ракет.