На этот День Независимости военная авиация вновь поднимется в воздух на глазах тысяч людей. "КП в Украине" выяснила, безопасно ли идти на парад и чего ожидать простым зрителям.
27 июля 2002 года на Львовщине во время демонстрации фигур высшего пилотажа украинскими летчиками в толпу зрителей упал самолет. Последствия ужасны – 77 погибших, среди них 28 детей, 543 человека было признаны пострадавшими. В последствии авиашоу были в Украине запрещены, а экипаж приговорен к лишению свободы на длительные сроки.
- В Скнилове виновен был больше всех командир Владимир Топонарь, который решил, что он бог авиации и стал принимать неразумные решения. Чтобы подобное не повторилось, необходимо проводить максимально качественную подготовку личного состава и отрабатывать все фигуры на тренировках, - объясняет кандидат военных наук и экс-заместитель начальника генштаба ВС Украины Игорь Романенко.
Также эксперт объясняет, что причиной трагедии могло послужить и то, что на тренировках пилоты работали с малым количеством топлива в баках, а во время выступления бак был заполнен, и это уже совершенно другое поведение техники, к которому пилоты могли быть не готовы.
В столице каких-то вычурных фигур пилотажа мы не увидим, самолеты пролетят над Крещатиком по прямой траектории на достаточной высоте, чтобы зритель мог разглядеть все величие железных птиц. За безопасность можно быть спокойным.
Также учтено количество децибел, так что никто не потеряет сознание и окна в домах не разлетятся. Расчетами будут заниматься организаторы шоу, они и примут в последний момент решение, каково будет сочетание самолетов в небе и как им лететь.
Вопрос проведения военных парадов в Украине в последние годы вызывал массу споров. Когда случилась трагедия под Иловайском, украинцы стали критиковать проведение парада в День Независимости. Но сейчас мнение военных экспертов изменилось. Среди них и экс-командующий Аэромобильных войск Украины и участник боевых действий в Косово, полковник запаса Иван Якубец:
- Проводить военный парад необходимо. Мы должны показать, что являемся авиационной державой. Сейчас отечественная авиация пребывает в хорошем состоянии по сравнению с тем, что она представляла собой четыре года назад.
Парад нужен для того, чтобы и себя показать, и возможным врагам намекнуть, что постоять за себя мы можем. В том числе и демонстрация авиации во время парада - это дело благое. Украина – это одна из 10 стран в мире, которая производит детали для авиации и может работать с самолетами, поэтому показать свою технику это в тоже время и вопрос статуса.
Иван Якубец рассказал, какую технику стоит ждать зрителям на параде:
- Начиная с 1991 года Украина не выпускала новых видов военных самолетов. Все образцы советские, но модернизированные. Во время парада можно будет увидеть Миг-23, Миг-25, Миг-29, Су-27 и Су-24, Ил-76, Ан-70, Ан-72, Ан-78.
Как объяснил нам Игорь Романенко, новая техника появилась только в военно-транспортной авиации, а остальная - это модернизация уже имеющихся образцов. Самолетостроение это интеллектуальная, очень затратная и современная отрасль, которая требует большого количества денег и сил. Выпуск и обслуживание самолетов - едва ли не самая дорогая ниша в военном деле.
Авиационная отрасль в Украине уже не просто подает признаки жизни, а шагает уверенным шагом. Отечественные эксперты оценивают её состояние на крепкие четыре с минусом.