В такое сложно поверить, но протестующие успели запрыгнуть на подножку отбывающего в депутатские каникулы поезда – парламентарии проголосовали за два законопроекта, ради которых митинговали владельцы авто. В этот момент корреспондент "КП" в Украине" находился среди митингующих и увидел их реакцию.
Я пришел на Грушевского уже на третьи сутки митинга, незадолго до принятия депутатами судьбоносных решений для владельцев "евроблях". Практически вся улица по левой стороне заставлена иномарками с европейскими номерами. Кто-то припарковался правильно, другие - как в голову взбредет. Ближе к Верховной Раде реяли флаги сообщества "Авто Евро Сила". Под ними собралась самая разношерстная публика: юные девушки и парни, мужчины за 30 и даже глубокие старики. Их требование - ликвидация или хотя бы уменьшение акциза на ввоз иностранного автомобиля в Украину. Плюс они волновались, что последнее время полиция, получив доступ к электронной таможенной базе, серьезно взялась за "евробляхи" и нещадно начала штрафовать.
- Я приобрел свой автомобиль два года назад, - волнуясь, говорит мне 29-летний Евгений из Смелы, приехавший в Киев на "Форде Мондео" с еврономерами. - Полностью осознавал все законодательные нюансы перед его покупкой. Но тут вдруг начали пугать штрафами, полиция постоянно останавливает и пытается срубить денег. Мне надоело ездить по дорогам и дергаться от каждого "Приуса". Я со своими друзьями приехал отстаивать свое право на автомобиль, я считаю, что он должен быть простым и доступным транспортом, а не предметом роскоши или источником обогащения.
Его земляк Никита поддерживает товарища:
- Мы приехали, чтоб не дать чиновникам всех мастей на нас рубить деньги. Я не хочу переплачивать полторы, а то и все две стоимости акциза на машину при растаможке. Зачем мне это надо? Чиновников этих кормить?
Ребята нетерпеливо ждали решения парламента. Каждый таил в душе надежду, что депутаты окажутся на их стороне, хотя слышались и пессимистические фразы:
- Все равно эти мошенники по-своему что-то нарешают и будут с нас потом деньги сдирать!
Мимо толпы неспешной, ползущей со скоростью улитки змейкой на автомобилях с украинскими номерами ехали жители столицы. Я подошел к одному из них. Зовут Иван, у него "Тойота Камри".
- С одной стороны, я могу понять этих людей. Они хотят доступные автомобили, – возмущается он. - Но поймите и таких, как я. Мне пришлось взять автомобиль в кредит за 12 тысяч долларов. Я на нем езжу второй год, выплачивать мне его еще ближайшие лет пять. А теперь выходит, что моя "Тойота" не будет и близко стоить таких денег, если вдруг я ее захочу перепродать. Вот так и выходит: одно лечим – другое калечим.
Он имеет ввиду, что из-за обилия дешевых "евроблях" сильно "упал" рынок подержанных авто.
- Ладно деньги. Но в последнее время я заметила, какой бардак творится на дорогах из-за этих "евроблях", - подключилась к разговору Ирина на "Шкоде Октавия". - Их поведение меня ужасает. Постоянно подрезают, нарушают, паркуются, как им угодно. Законы им не писаны, не говорю уже о том, что будет, если попасть с ними в ДТП. У него нет страховки в Украине, и моего ущерба никто не оплатит. Добиваться справедливости придется только через суд, и будет он мне ущерб выплачивать лет десять. При условии, что не бросит свою рухлядь и не сбежит.
Вдруг по толпе прошла волна: "Проголосовали!" Митингующие под предводительством главы движения "Авто Евро Силы" Олега Ярошевича начинают восторженно скандировать "молодцы!". Ярошевич выступает с пламенной речью о том, какой значимой была победа, благодарит всех за поддержку, а полицию - за сдержанность.
"Полиция с народом!", - начинают орать в толпе. Вчера они готовы были разорвать и ее, и депутатов - сегодня же настроения другие.
Так в чем же их победа? – пытаюсь я расспросить митингующих. Вразумительного ответа никто мне дать так и не смог. Нашелся лишь один более-менее осведомленный Мол, премьер-министр Владимир Гройсман пообещал побеседовать с полицией о том, чтоб авто на еврономерах из-за просроченной регистрации больше не трогали.
Уже несколькими часами позже на страничке "Авто Евро Силы" в Фейсбуке люди начали обсуждать, что сегодня произошло.
"Что-то я не пойму. То есть вместо того, чтобы добиться растаможки за 500 евро, мы в итоге должны заплатить сумму стоимости автомобиля + у ментов теперь есть доступ к таможенным данным и при остановке теперь в любом случае штраф за превышение срока транзита? – спрашивает Bogdan Levinskiy.
"Чему радуетесь: вы закон читали? Взули вас, лохов! Толпа необразованных бляхеров. Поздравляю!" - злорадствует Елена Дзивак.
"Какая победа!? Чему радоваться!? Растаможке в 2700 машины ценой в 1000!?!? Так они тут столько и стоят!!!" - удивляется Lesha Khonich.
"Я просто посчитал свой пассат Б5 1,9 1998 года и охренел. Вот спасибо. 2700 евро. Вот это перемога... Сука, лучше бы дома сидели. А НДС ... 3420 евро. Охренеть, спасибо. Это же так доступно. Почти 500", – с сарказмом пишет Никита Дордий.
"А чему вы радуетесь, вообще-то я помню ваши слова 14 января в Одессе, где было сказано лично вами о истреблении акциза как такового, а сейчас вы радуетесь акцизу и штрафам стократным?" – задается риторическим вопросом Yevgen Bats.
Глава движения Олег Ярошевич ситуацию на страничке в Фейсбуке пока не комментирует.
"Победа" выглядит следующим образом: акцизная ставка теперь формируется по принципу базовой ставки, умноженной на коэффициент двигателя и коэффициент возраста транспортного средства. При этом базовой ставкой является 50 евро для бензинового двигателя и 75 - для дизельного. Коэффициент двигателя определяется от деления объема цилиндров двигателя в куб. см на 1000 см куб. Коэффициент возраста равен количеству полных календарных лет вашего транспортного средства, для новых автомобилей он будет равен 1.
Чисто технически, если ваш автомобиль будет обладать объемом дизельного двигателя в три тысячи кубических сантиметров, а его возраст составит пять лет, то вы получите следующее уравнение: (3 х 75 х 5 = 1,125 евро). Добавляете к этой сумме стоимость вашего автомобиля, государственную пошлину в размере 10% процентов от этой цены, а также НДС в размере 20% от цены, и вы получите полную стоимость легальной покупки подержанного автомобиля из-за рубежа.
Логика всей этой новации в том, что, чем старше ваш объект желания, тем дороже его акциз вам обойдется.
Далее - тех, кто нарушил транзитный режим все равно в итоге оштрафуют, либо остановив для проверки, либо уже при постановке на полный учет. "Растаможка" в предложенном депутатом Ниной Южаниной варианте выгодна только покупателям новых автомобилей, но и для них акциз будет равен стоимости 35% автомобиля в среднем, что тоже является немалой суммой. Парламентарии как бы подталкивают народ к покупке более новых автомобилей.
Вторым законопроектом предлагают усилить контроль за автомобилями на транзитном ввозе и временном. Полиции будут даны полномочия проверять такие машины и в случае обнаружения нарушений штрафовать владельцев. Теперь сумма штрафа за то, что вы превысили сроки пребывания на период от 10 до 20 суток, составит 17 тысяч гривен, от 20 до 30 штраф резко возрастет до 85 тысяч, ну а передержка на более чем 30 суток обойдется владельцу в 170 тысяч гривен, а еще может быть конфискация "евробляхи" по решению суда.