"Нас ожидает не бюллетень, а рулон с фамилиями. Но разнообразие – это и есть демократия", - сделала прогноз на своей страничке в "Фейсбук" первый вице-спикер Верховной Рады Ирина Геращенко. "КП в Украине" разобралась, почему политики, бизнесмены и артисты втягиваются в предвыборную гонку за президентское кресло.
Эксперты называют, как минимум пять основных причин, почему так много людей стремиться стать президентом. Первая – стать "хозяином телефона", по которому можно позвонить любому и решить любой вопрос. Должность президента стала ассоциироваться со всемогуществом.
- Не смотря на то, что у нас парламентско-президентская республика такое количество кандидатов говорит о том, что в стране продолжается политика персоналий, а не процессов. Для многих важно получить пост президента и с этой высоты уже руководиться процессами, нередко в обход закона, - анализирует политолог Алексей Якубин. По его слова, если бы в стране четко соблюдались законы, а политики не позволяли "гаранту" на одни нормы законы закрывать глаза, а другие – менять под себя или своих друзей, знакомых, то не было бы такой ожесточенной схватки за кабинет на Банковой.
Вторая причина – повысить свою узнаваемость накануне парламентской избирательной кампании.
- Не стоит забывать, что в марте украинцы будут избирать президента, а в октябре – парламент. Участие в президентской избирательной кампании значительно повышает узнаваемость, а соответственно и рейтинг кандидата на парламентских выборах, - говорит политолог Сергей Быков. Кандидат раскручивает не только себя, но и свою политическую силу.
Третья – амбиции кандидатов. Здесь все просто: "плох тот солдат, который не мечтает стать генералом".
Четвертая – обнадеживающая социология. Последние социологические опросы показывают, что около 50% украинцев не определились, за кого будут голосовать в марте 2019 года. А это означает, что у "новичков" есть шанс.
- В обществе культивируется миф, что у избирателей есть запрос на "новые лица". На практике же избиратели, приходя на избирательные участки, отдают свои голоса за проверенных, пусть и не вызывающих удовольствие, кандидатов, - отмечает Якубин и поясняет, почему украинцы утратили интерес к "новым лицам". – В 2014-м многие молодые политики прошли в парламент под знаменами "новых лиц". Время показало, что они в своей работе руководствуются политикой своих предшественников.
Пятая – желание заработать. Кандидаты – однофамильцы, кандидаты – фрики неплохо поправляют свое материальное положение. Их главная задача – рассеять, оттянуть голоса кандидата-однофамильца, нивелировать саму идею выборов (зачем идти на выборы, на которых баллотируется, условно говоря, Винни Пух). Цена вопроса – от 200 тысяч долларов.
Если вы желаете стать кандидатом в президенты и быть более-менее узнаваемым (на слуху), нужно иметь минимум от 30-50 миллионов долларов. Такие суммы озвучили в комментарии "КП в Украине" политтехнологи, принимающие участие в предыдущих избирательных кампаниях в Украине. Кандидаты – "тяжеловесы" потратят на предвыборку в среднем от 300 до 700 миллионов долларов. Предвыборные бюджеты зависят от региональной разветвленности партий, от которых баллотируется кандидат, наличие собственных медиа, возможности пользоваться админресурсом. Самый большой кусок бюджетного пирога кандидата откусывает реклама – изготовление и размещение на ТВ, радио, газетах, биг-бордах.
Уже заявили о своем участии: