Загрузить еще

История политического пиара: кто первым придумал ходить в народ и раздавать гречку

История политического пиара: кто первым придумал ходить в народ и раздавать гречку
Фото: Олег Ляшко уже несколько лет от коров не отходит. Фото: Соцсети

Страна плавно входит в процесс двух избирательных кампаний. В марте 2019 года украинцам придется избирать шестого президента Украины, а в октябре - в девятый раз перезагружать Верховную Раду. Снова кандидаты начнут засыпать избирателей тоннами агитационной макулатуры и "гречкой", телеэкраны заполонит политическая реклама, во дворах появятся новые (покрасят старые) лавочки и детские площадки, а артисты запоют и станцуют под партийными флагами. 

"Тур рукопожатий"

Самой популярной и эффективной, по словам экспертов, избирательной технологией является прямое общение с избирателями. Без этого не обходится ни одна кампания ни одного кандидата.

- Корни технологии прямого общения тянутся еще с Древнего Рима. Тогда кандидат, который баллотировался, надевал специальный отбеленный плащ "тога-кандида" (от него и пошел термин "кандидат") и шел общаться с людьми. Его сопровождал раб, который подсказывал имена избирателей. С того времени эта технология является самой популярной, - говорит глава Комитета избирателей Украины Алексей Кошель. Как утверждает эксперт, только прямое общение дает видимый результат. 

В Украине технология прямого общения начала работать с самого первого дня провозглашения независимости страны. Кандидаты активно общались с избирателями. До конца 90-х даже имела место некая борьба предвыборных программ кандидатов: практически без популизма, только конкретика. 

- В середине 90-х акцент делали на агитацию. Ключевые избирательные технологии строились на том, что нужно общаться с избирателями, объяснять свою программу. Была возможность избраться в парламент с бюджетом 2-3 тысячи долларов, - говорит политолог Алексей Якубин.

Агитация с "голливудским эффектом"

Большая приватизация, которая началась в середине 90-х и привела к олигархизации, привнесла свои нюансы в избирательные кампании в Украине. Кандидаты начали нанимать политтехнологов. 

Эксперты отмечают, что активно политическая реклама начала изготавливаться и использоваться с 1998 года. В выборы добавляется "голливудский эффект". Социологические исследования установили, что наибольшее засилье политической рекламы было на ТВ во время парламентских выборов в 2006, 2012 годах и президентских выборах в 2010-м.

- Когда в команду Януковича пришел американский политтехнолог Пол Манафорт, он убедил всех, что пиар должен быть очень дорогим: дорогие рекламные ролики, полиграфия… И если до 2007 года в роликах ключевым был партийный предвыборный слоган, удачный посыл избирателю, то после - имело значение, в каком костюме, платье появляются перед камерой вип-агитаторы, - рассказывает Тарас Чорновил. Он вспоминает, что в партии был период, когда по рекомендации Манафорта вип-агитаторы, прежде чем поехать на какой-то ТВ-эфир, заезжали в партийный офис, который располагался в кинотеатре "Зоряний", чтобы переодеться в брендовую одежду. 

А сейчас я вам спою

Концерты в поддержку кандидатов, по словам Алексея Кошеля, были на всех выборах в Украине. 

- Это было даже в начале 90-х. Но тогда за кандидатов в основном агитировали и выступали поэты, моральные авторитеты, музыкальные коллективы. И не в таких масштабах, как сейчас, - утверждает Кошель. Глава КИУ отмечает, что впервые массовая "культурная" поддержка была во время второй избирательной кампании Леонида Кучмы (1999 год. - Авт.). К слову, до сих пор одну известную певицу упрекают, что она тогда пела и агитировала: "Голосуй по уму, голосуй за Кучму".

Оранжевая революция вообще поделила артистов, как и страну, на два лагеря: одни пели за Виктора Ющенко, вторые - за Виктора Януковича. В 2006-м была попытка запустить технологию персональных избирательных песен. Во время парламентской избирательной кампании "вирусной" стала песня "Юля косу носить". В 2012-м свою песню в стиле шансон запустили и регионалы: "Многих в президенты выбирали, но они что, где, когда не знали. И лишь Янукович умело, правильно взялся за дело". 

В агитационные концертные туры приглашали в основном отечественных звезд. Состоятельные и влиятельные кандидаты могли позволить импортных звезд, в основном российских. Так, по подсчетам журналистов, на внеочередных парламентских выборах 2007 года партии суммарно потратили на организацию агитационных концертов со звездами шоу-бизнеса более 5 миллионов долларов.  

Начало гречки, или Благие дела

 "Продуктовые наборы" впервые очень громко выстрелили в Украине в 2006-м. Тогда мало кому известный политик Леонид Черновецкий стал мэром Киева. Кандидат массово раздавал продуктовые наборы (обязательно там была гречка, как самый полезный продукт) избирателям. Такой же избирательной технологией Черновецкий воспользовался и в 2008-м. И снова удачно.

Затем технологию "гречка" взяли на вооружение другие кандидаты - и понеслось… Со временем кандидаты начали раздавать не только проднаборы, а кто что может: яды от колорадских жуков, сертификаты на бесплатное протезирование зубов, посещение аквапарка…

Предвыборная технология "карусель" (когда избирателю платили деньги за вынос из избирательного участка чистого бюллетеня и просили бросить в урну бюллетень с отметкой напротив нужного кандидата) активно начала использоваться с 2010 года. 

Экс-мэр Черновецкий просто парализовал бабушек своей любовью и гречкой. Фото: Соцсети

"Любимая моя" и поцелуи с коровой

Во время каждой избирательной кампании многие кандидаты становятся "ближе к народу": помогают сажать картошку, доят коров, штурмуют заборы, ограждающие незаконные постройки, танцуют, поют…

- Особо активно эту технологию стали применять последние десять лет. Она эффективна и направлена на людей с короткой памятью. Многим избирателям нравится созерцать, что политик такой же человек, как и они: ему (ей) ничто человеческое не чуждо. На некоторое время политик становится ближе, понятнее избирателю. Он ему доверяется и голосует за него, -  говорит Алексей Якубин.

Некоторые кандидаты берут эпатажем. И когда человек, который еще колеблется, за кого отдать голос, заходит в кабинку для голосования, то в ответственный момент нередко вспоминает о кандидате-чудаке и ставит "галочку" напротив его фамилии. Самыми видными кандидатами-чудаками можно назвать того же Черновецкого (часто пел своим "бабушкам" песню "Любимая моя") и, конечно же, Олега Ляшко (главный радикал страны и крокодила приручал, и землю ел, и картошку помогал копать).

Тем временем

В тренде соцсети 

Политики увлеклись социальными сетями, интернет воспринимают как "волшебную пилюлю", которая поможет выиграть выборы. 

- Пример: один из политиков в сессионном зале под чужим именем лайкает свои посты - это указывает на серьезную фейсбук-зависимость украинских политиков. С одной стороны, социальные сети дают возможность увидеть молниеносную реакцию на свои идеи, распространять свои мысли… Но с другой стороны, социальные сети чаще всего не отображают настоящую реальность, - утверждает Кошель.

Украинские политики хотят повторить феномен Трампа. Было проведено не одно расследование, которое установило, что Дональд Трамп смог стать президентом США во многом благодаря технологии Big Data, которая позволяла персонализировать рекламу в сети Facebook.

Но не стоит забывать, что для многих наших избирателей интернет если не диковинка, то из-за географического расположения техническая роскошь. 

- Есть избиратели, которые пользуются соцсетями каждый день, есть те, которые пользуются только несколько раз на неделю. Еще один нюанс - какую содержательную часть соцсетей они читают: или это группы по интересам, скажем, любители животных, или фанаты политической жизни, или люди, которые хотят получить реальную информацию от того или иного политика. И именно последняя категория, которая использует страницу политика как источник информации про него, думаю, является малочисленной, - рассуждает Кошель. Поэтому часто политики недоумевают, почему, получая тысячи "лайков" под своими постами в Фейсбуке, они в конце списка по итогам социологических исследований.

Новости по теме: Выборы президента-2019