В четверг народные депутаты планируют принять закон "О национальной безопасности Украины".
У народных депутатов становится уже традицией принимать законы под определенные даты и по требования международных партнеров. На прошлой пленарной неделе народные избранники проголосовали за закон о создании Антикоррупционного суда (МВФ требовал принять закон в обмен на очередной денежный транш). В этот раз депутаты будут жать кнопки системы "Рада" за законопроект "О национальной безопасности", так как президенту Петру Порошенко 11 июля нужно будет ехать на саммит НАТО в Бельгию. А поездка без этого документа лишена смысла.
- Поскольку в июле состоится саммит, и нам очень важно, чтобы до саммита мы могли продемонстрировать, что Украина выполняет свои обязательства по сотрудничеству с НАТО и идет путем реформ, - заявил спикер Андрей Парубий и призвал депутатов 21 июня во втором чтении принять президентский законопроект.
Президент Петр Порошенко свой законопроект называет не иначе как "план сотрудничества Украины с членами НАТО".
- Законом о национальной безопасности мы продолжим реформирование сектора обороны и безопасности. В какой части? Мы сделаем его более прозрачным, начиная от финансирования и заканчивая общественным контролем. Там будет ряд очень важных требований, - заявил на днях глава государства. Но, очевидно, Порошенко еще не видел, что осталось от его законопроекта после того, как профильный комитет Верховной Рады внес в него 650 поправок.
- Мы сделали новый скелет, если хотите, инфраструктуру этого текста. Там появились как минимум 4 новых раздела, новые статьи, некоторые статьи подверглись существенной корректировке, появились новые определения, новые термины, - поведал секретарь комитета Верховной Рады по вопросам безопасности и обороны Иван Винник.
Эксперты отмечают, что после "улучшения" народными депутатами законопроект стал только запутанней и размытей. В документ засунули много хоть и "патриотических", но абсолютно пустых норм, а профильные - выхолостили.
- Если принять то, что нам представил комитет, то это все равно, что ничего не принять. Там не только не исправлены слабые стороны, но и нивелированы в значительной степени сильные стороны, - говорит замдиректора Института мировой политики Николай Белесков и утверждает, что законопроект "перековеркали". Эксперт недоумевает, как из документа могла исчезнуть норма об обязанностях министра обороны. А ведь западные партнеры, требуя от Украины написания и принятия данного закона, ожидали, что в нем будет разработана четкая вертикаль военного командования, понимание структуры правоохранительных органов. Увы.
- После утверждения законопроекта в первом чтении мы призываем наших партнеров обеспечить четкость разграничения полномочий. Это позволит нам понять структуру, которая будет применена в Украине. Это позволит нам более направленно оказывать свою поддержку, - сказал глава представительства НАТО в Украине Александр Винников.
В новой редакции прописывается, что СБУ подчиняется президенту Украины и подконтрольна Верховной Раде. Также документ обязывает выступать с ежегодным отчетом перед Верховной Радой министра обороны, главу СБУ, МВД, Нацполиции. Будут эти отчеты открытыми или закрытыми - все зависит от изложенных в них фактов, например будет ли раскрыта гостайна.
Законопроектом вводится общественный контроль в сфере обороны. Граждане посредством депутатов, общественных организаций и СМИ получают право контролировать силовые структуры.
Документ закладывает предпосылки для приватизации "Укроборонпрома".
- Сейчас "Укроборонпром" является и регуляторным органом, и хозяйствующим субъектом. Это недопустимая ситуация, которая влечет за собой коррупционные риски. В результате принятия этого законопроекта будет организован центральный орган исполнительной власти, и предприятия, которые входят в концерн "Укроборонпром", попадут в сферу управления центрального органа исполнительной власти, - заявил на заседании профильного комитета Иван Винник, представляя доработанный законопроект.
На законодательном уровне предусматривается трехступенчатое планирование в сфере нацбезопасности: долгосрочное (свыше 5 лет), среднесрочное (до пяти лет) и краткосрочное (до трех лет). Долгосрочное планирование будет прописываться в пяти различных стратегиях: нацбезопасности, военной безопасности, общественной безопасности и гражданской защите, оборонно-промышленном комплексе (ОПК), разведывательной программе.