Комитет по вопросам предотвращения и противодействию коррупции Верховной Рады вернул Кабинету министров законопроект об Антикоррупционной стратегии на 2018-2020 роки.
"КП в Украине" изучила, какие замечания к правительственному законопроекту высказало Главное научно-экспертное управление Верховной Рады.
- Обращаем внимание, что закон Украины как правило должен быть нормативно-правовым актом… Между тем Антикоррупционная стратегия, которую в данному случае предлагается утвердить путем принятия закона Украины, не является нормативно-правовым актом. Данный документ вообще не имеет правовых норм и полностью состоит с констатации тех или иных фактов (обстоятельств), пояснений и предписаний о необходимости проведения определенных мероприятий. То есть конституционность предложенного законопроекта является сомнительной, - сказано в выводе ГНЭУ.
Также эксперты отметили, что в законопроекте есть множество "антикоррупционных мероприятий", которые по сути таковыми не являются.
- Некоторые их них на самом деле не являются мероприятиями по противодействию коррупции, описание других имеет декларативный характер, - отметили эксперты. К примеру, в ГНЭУ отмечают, что "непонятно, каким образом "обеспечение либерализации санкций, которые применяются к субъектам внешнеполитической деятельности Украины, и определение четкого механизма их применения" (раздел 3 проект Антикоррупционно стратегии, с.11) касается мероприятий в сфере предотвращения коррупции, тем более в деятельности органов госвласти и органов местного самоуправления".
- В разделе 2 проекта Антикоррупционной стратегии (с.5) акцентируется на необходимости "формулирования детальных, четких и объективных правил работы НАПК", но ничего не сказано о том, что это должны быть за "правила работы". Учитывая это данное предписание выглядит декларативным и фактически не несет реальной содержательной нагрузки, - сказано в вывода ГНЭУ.
Парламентских юристов удивило в правительственной Антикоррупционной стратегии предложение о внесение изменений в закон "О противодействии коррупции" в части снижения допустимой стоимости подарков, которая является очень размытой. В ГНЭУ отметили, что в законе все четко прописано – чиновники могут принимать подарки, стоимость которых не превышает один прожиточный минимум для трудоспособных граждан, установленный на день принятия подарка.
Крайне недопустим эксперты посчитали предложение Кабмина предоставить Национальному агентству Украины по вопросам выявления, розыска и управления активами, полученными от коррупционных и других преступлений прямой доступ ко всем автоматизированным базам данным, которые есть в стране. В этом эксперты увидели "значительные коррупционные риски".
- Проект предусматривает огромное количество мероприятий, суть который состоит во внедрении определенных ограничений, усилении существующих или внедрении новых юридических санкций. При этом проект не имеет ни одного упоминания о мероприятиях, которые можно было бы рассматривать как внедрение стимулов и создание независимых условий для добросовестного поведения потенциальных субъектов коррупционных деяний. Поэтому проект в целом можно охарактеризовать как такой, который не имеет комплексного характера и по сути является карательно-ограничительным, - подытожили эксперты.