Украинский президент и парламент готовят обращение к Вселенскому патриарху Варфоломею о даровании Украинской церкви автокефалии, то есть статуса совершенно независимой от Московского патриархата церкви.
Это стало возможным после визита Порошенко в Стамбул, где он встретился с Вселенским патриархом и главой Константинопольской церкви Варфоломеем. После встречи Порошенко заявил, что Украина вскоре может получить автокефалию для поместной православной церкви и обратился к патриарху Варфоломею даровать Украинской церкви томос (в данном случае это разрешение) на создание независимой церкви.
Томос - указ предстоятеля поместной православной церкви по некоторому важному вопросу церковного устройства. Этим церковным документом может предоставляться автономия в управлении или автокефалия национальным церквям.
Автокефалия - статус поместной церкви, предполагающий её административную независимость от других поместных церквей. Автокефальная церковь может возглавляться патриархом, архиепископом или митрополитом.
Поместная церковь – под этим термином в православии обычно подразумевает автокефальную либо автономную Церковь в пределах независимого государства.
Петр Порошенко пояснил, что для получения автокефалии нужно, чтобы к Вселенскому патриарху Варфоломею обратились глава государства, парламент и церковные иерархи православных церквей Украины. По словам президента, такое обращение уже подписали все епископы Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП) и Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ).
До конца этой недели такое же обращение намерен принять и украинский парламент. А сам процесс получения статуса поместной и независимой церкви, по плану Петра Порошенко, должен завершиться до 28 июля - дня 1030-летия Крещения Руси. "Очень надеюсь, что это решение может быть принято до 1030-летия крещения Украины-Руси", - заявил Петр Порошенко.
Но на пути создания Единой поместной украинской церкви есть не только политические, но и серьезные церковные канонические препятствия.
Главное из них - право давать разрешение на создание новой церкви. В Вселенском православии есть такое понятие как материнская церковь или церковь-мать. Это автокефальная Церковь, чаще всего - патриархаты, которые могут выдавать разрешения на создание поместных церквей, которые раньше входили в их юрисдикцию. В случае с Украиной на это звание одновременно претендуют Московский и Константинопольский патриархаты.
Московский патриархат настаивает на том, что только он является материнской церковью по отношению к украинской. В 1686 году Киевская Митрополия, по благословению Константинопольского патриарха, была присоединена к Московскому Патриархату. Правда, некоторые историки-религиоведы пишут, что это было сделано за большую мзду Московского патриархата Константинопольскому в виде соболей и золота. Тем не менее, Российская православная церковь считает, что именно она является материнской церковью по отношению к украинской и только она может давать разрешение на автокефалию.
А Украинская православная церковь Киевского патриархата (УПЦ КП), Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ) и президент Порошенко считают, что материнской церковью для Украины является именно Константинопольский патриархат.
"Князь Владимир Великий принял христианскую веру от Константинопольской церкви, и поэтому именно от нее Украина ждет признания автокефалии для поместной церкви", - пояснил Петр Порошенко.
Константинопольский патриархат также считает Украину своей канонической территорией. "Причину проблем в украинском православии Константинопольская Мать-Церковь видит в неканоническом и недействительном присоединении Киевской митрополии в 1686 году к Московскому патриархату", - было сказано в официальном сообщении Константинопольского патриархата. Тем не менее он так и не отменил томос 1686 года о присоединении украинской церкви к российской.
Проблема стоит и в признании независимости Украинской церкви другими поместными церквями. В отличие от католицизма, в православии нет церковного единоначалия. Вселенское православие состоит из 14 поместных, но независимых друг от друга церквей. Константинопольский патриархат является среди них только "первым по чести", а не главой.
И даже если он выдаст разрешение на создание новой – Единой поместной украинской церкви, то его должны одобрить и приять остальные 13 церквей. Иначе не будет всеправославного единства.
А этого в ближайшем времени не предвидится, так как против категорически выступит Московский патриархат и тяготеющие к нему другие православные церкви. Например, Болгарская, Греческая, Сербская и, возможно, Грузинская. То есть церкви тех стран, которых с Россией связывают давние исторические, политические и экономические интересы.
Процесс создания Единой поместной украинской церкви может растянуться на долгие годы, как это было в случае с Грузинской и Польской православными церквями.
После вхождения Грузии в состав России в 1801 году патриархат этой страны был ликвидирован и заменен Грузинским экзархатом Русской церкви. После революции 1917 года была провозглашена автокефалия Грузинской Церкви, которую признал Антиохийский патриархат, но не признал Московский. И только спустя 26 лет, в 1943 году, Москва признала независимость Грузинской церкви. Константинопольский патриархат признал независимость Грузинский церкви намного позже – в 1990 году.
В 1924 году Константинопольский патриархат даровал Польской православной церкви, которая находилась в юрисдикции Русской, томос об автокефалии. Москва тогда не признала его, сделав это гораздо позже - в 1948 году.
Президент Петр Порошенко уже заверил, что в случае получения автокефалии Единая поместная украинская церковь не станет государственной.
"Все верующие имеют и будут иметь свободное право выбирать как храм, так и церковную юрисдикцию. И хочу отдельно подчеркнуть, что кто захочет остаться в той церкви, которая сохранит единство с Российской православной церковью, они также сохраняют гарантированное право собственного выбора", - заявил президент.
Украинская православная церковь Московского патриархата (УПЦ МП) – входит в состав Русской православной церкви, имеет статус самоуправляемой и обладает правами широкой автономии. Имеет каноническое признание всех православных церквей мира.
Украинская православная церковь Киевского патриархата (УПЦ КП) - создана в 1992 году митрополитом Русской православной церкви Филаретом, который стал ее патриархом. Канонический (законный) статус не определен, так как УПЦ КП пока не признана ни одной православной церковью мира.
Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ) – созданная в 20-30 годах 20-го столетия православная церковь, в которую в основном входит украинская диаспора Западной Европы и Северной Америки. Название "автокефальная" присвоила себе сама. Не признана другими православными церквями мира.
1. Константинопольская (Турция). Претендует на первенство в православном мире. Юрисдикция – Турция, частично Греция, гора Афон, Крит, Финляндия, Южная Корея, Китай, Эстония, греческая, украинская, белорусская диаспора в США и Латинской Америке, русская диаспора во Франции.
2. Александрийская (Египет). Юрисдикция – православные общины всей Африки.
3. Антиохийская (Сирия). Юрисдикция - Антиохийская Православная Архиепископия Северной Америки, православные общины Сирии, Ливана, Ирака, Ирана, Кувейта, ОАЭ, Бахрейна, Омана, Катара.
4. Иерусалимская (Израиль). Юрисдикция - Синайская православная церковь, Израиль, Палестина, Иордания.
5. Русская (Россия). Претендует на первенство в православном мире. Юрисдикция – Россия, Украина, Беларусь, Молдавия, другие постсоветские страны и некоторые приходы в европейских странах, Япония, Китай, Монголия.
Эти церкви, за исключением России, ведут свое начало от Апостолов Иисуса Христа и сами могут быть материнскими церквями. Россия присвоила себе этот статус после падения влияния Константинопольского патриархата (после завоевания Константинополя турками в 15-м веке).
6. Сербская. Церковь-мать – Константинопольская. Юрисдикция - Православная Охридская Архиепископия в Македонии, Босния и Герцеговина, Македония, Словения, Хорватия, Черногория.
7. Румынская. Церковь-мать – Константинопольская. Юрисдикция – Румыния и диаспора в Молдове и Украине.
8. Болгарская. Церковь-мать – Константинопольская. Юрисдикция – Болгария.
9. Грузинская. Церковь-мать – Антиохийская. Юрисдикция – Грузия, Абхазия.
10. Кипрская. Церковь-мать – Антиохийская. Юрисдикция – остров Кипр.
11.Элладская (греческая). Церковь-мать – Константинопольская. Юрисдикция – Греция.
12. Польская. Церковь мать – Русская, но получила автокефалию от Константинопольской. Юрисдикция – Польша и епархии в Португалии и Бразилии.
13. Албанская. Церковь-мать – Константинопольская. Юрисдикция – Албания.
14.Чешская и Словацкая. Церковь-мать – Константинопольская. Юрисдикция – Чехия, Словакия.
- В том, что все без исключения высокопоставленные деятели УПЦ КП и УАПЦ подписали свежее "Обращение" об автокефалии, нет ничего ни нового, ни удивительного. Они и так все это время считают себя автокефальными. Так чего же они просят у Константинополя? Автокефалии? Нет. Они и так "автокефальные". А просят они своей легализации и признания. Может ли патриарх Варфоломей пойти на такой шаг? Будем надеяться, что нет. Ведь такая "легализация" никогда не пройдет рецепции в мировом православии, а значит, принесет не мир, но новые разделения. И патриарх это прекрасно понимает.
Но если гипотетически допустить, что Константинопольский патриархат, вопреки каноническому порядку православного мира, в одностороннем порядке либо признает, либо перерукоположит их "епископат", то чем это чревато? Совершенно точно это приведет к негативным последствиям - как в мировом православии, так и в православии украинском.
Скажем несколько слов лишь об украинских последствиях такого шага. Такой "легализацией" окончательно будет зацементировано церковное разделение в нашей стране. Сейчас вопрос с украинскими расколами открыт и рано или поздно, я уверен, все они будут исцелены каноническим путем. Если же будет две параллельных канонических православных структуры в Украине, то они никогда между собой не объединятся. Ни у одной из них не будет к этому ни единого стимула. Посмотрите на пример Православной церкви в Америке. Там целый ряд канонических национальных Православных церквей, и никто даже не думает объединяться. И Украина также рискует больше никогда не обрести своей структурно единой Православной церкви.
Более того, когда политики в итоге это поймут, а некоторые это изначально понимают, они могут попытаться силовыми, рейдерскими методами склонить к такому искусственному "единству" миллионы несогласных с этим православных. Чем это может закончиться? Предположите сами. Религиозными гонениями большевистского масштаба. Заинтересован ли наш народ, наша страна в таком сценарии? Очевидно, что нет.
Очень не хочется верить, что примитивная недальновидность наших политиков опять принесет вред нашему обществу, возможно, что непоправимый. Надеюсь, что Господь не допустит такого сценария ради молитв тех миллионов настоящих православных людей, которые составляют духовное ядро нашего народа.