Инициатива крупнейшего украинского НПЗ "Укртатнафта" по ограничению импорта нефтепродуктов путем введения квот повлечет за собой рост цен для всех категорий потребителей, разрушит устойчивую модель обеспечения страны топливом и не решит проблем нефтеперерабатывающей отрасли. Такое мнение выразили эксперты "Консалтинговой группы А-95" по результатам изучения заявления "Укртатнафты" в Минэкономразвития с требованием ограничения импорт, начиная с 1 мая 2018 года.
"Инициатива ограничения импорта – очередная попытка монополизировать рынок нефтепродуктов группой "Приват". Дестабилиция поставок в периоды уборочных и посевных, рост цен и дальнейший вывод прибыли на оффшорные юрисдикции – других результатов этот проект иметь не будет", – заявил директор "Консалтинговой группы А-95" Сергей Куюн.
В "А-95" отмечают, что само заявление "Укртатнафты" содержит массу манипуляций и не указывает истинные причины сложной ситуации в украинской нефтепереработке.
В частности, своем обращении компания не рассматривает итоги 2017 года, когда она увеличила производство бензинов на 17,4%, а суммарно доля украинских производителей превысила 40% рынка. Выпуск дизтоплива на заводе вырос на 25% тыс. т, доля рынка – до 12%.
Это произошло после перехода "Укртатнафты" и Шебелинского ГПЗ на выпуск нефтепродуктов по стандарту Евро-5, что позволило им нарастить переработку и начать продажи своих топлив по ценам импорта – по максимальным среди всех возможных направлений.
"А-95" прогнозирует, что в текущих рыночных условиях в 2018 г. доля бензинов украинского производства превысит 50% рынка.
"Главной проблемой украинских НПЗ на рынке бензина является не импорт, а падение потребления более чем на треть за последние четыре года. Для наращивания продаж "Укртатнафте" необходимо изменить свою сбытовую политику, а не пробовать изменить рынок нерыночными методами", – отмечает Сергей Куюн.
В "А-95" разделяют озабоченность ситуацией в нефтеперерабатывающей отрасли, но причиной этого считают не импортные поставки, а отсутствие инвестиций в модернизацию НПЗ и как следствие низкую эффективность переработки украинских заводов.
"Группа "Приват" контролирует "Укртатнафту" с 2007 года и за это время не построила ни одной новой установки, ограничиваясь перепрофилированием и ремонтами существующего оборудования. Рост импорта нефтепродуктов стал следствием, а не причиной упадка отрасли", – заявил директор "Консалтинговой группы А-95" Сергей Куюн.
Он напомнил, что группа "Приват" уже закрыла два принадлежащих ей НПЗ в Дрогобыче и Надворной из-за их технологической отсталости, после чего захватила более современный НПЗ "Укртатнафта".
Как сообщал enkorr, в конце марта "Укртатнафта" обратилась в МЭРТ с требованием квотировать импорт бензина и ДТ начиная с мая 2018 г.
Напомним, что в 2011-2012 гг. "Приват" совместно с ТНК-ВР инициировали специальное расследование против импорта нефтепродуктов из Беларуси с целью введения пошли в размере 132 евро/т. Комиссия Минэкономики отказала производителям.