"КП в Украине" разобралась, что означает решение суда и как оно повлияет на языковую ситуацию в стране.
Закон "Об основах государственной языковой политики", пожалуй, являлся самым скандальным решением Верховной Рады последнего десятилетия. Его пытались отменить с самого первого дня его принятия. На окончательную и бесповоротную отмену документа ушло пять лет. 28 февраля Конституционный суд Украины признал закон неконституционным. Что дальше?
В своем вердикте судьи Конституционного суда указали, что закон признается неконституционным, так как был принят с грубым нарушением регламента Верховной Рады. Среди нарушений: голосование было неличным (некоторые депутаты в этот момент находились "в местах, исключающих личное голосование"), блокировалась трибуна Верховной Рады, что повлекло "лишение депутатов права на рассмотрение Радой представленных поправок и предложений к проекту", законопроект был включен в повестку дня без указания полного названия, регистрационного номера, не обсуждался во втором чтении.
- Закон признан неконституционным в связи с нарушением процедуры его принятия. Вы поняли? В связи с нарушением процедуры его принятия!!! Это причина признать неконституционными 90% законов, принятых с 2014-го года. Продолжаем кнопкодавить, 20 раз переголосовывать, принимать законы, когда в зале менее 226 депутатов и всячески нарушать процедуру? – написал о потенциальных опасностях принятого решения КСУ на своей страничке в "Фейсбук" внефракционный народный депутат Борислав Береза.
В Оппозиционном блоке вчера намекнули, что изучат возможность отменить ряд антисоциальных законов Верховной Рады 8-го созыва в связи с нарушением процедуры принятия.
- Суд нашел формальный повод, чтобы отменить закон. Вопросов к содержанию документа не было. А будет ли Суд пересматривать антисоциальные решения Верховной Рады, которые сейчас принимаются с нарушением Регламента? - заявил народный депутат Александр Долженков.
Так как "закон Кивалова-Колесниченко" отменен, возникает закономерный вопрос - а каким законом регулируется языковой вопрос с 1 марта 2018 года? Ответ многих удивит.
- В "Переходных положениях" закона "Об основах государственной языковой политики" указывалось, что с его принятием теряет силу "Закон Украинской ССР "О языках в Украинской ССР". А это означает, что после признания действующего закона неконституционным и его отмены снова вступает в силу "старый" закон, - поясняет адвокат Иван Либерман. – Автоматически теряют силу те законы и нормы, которые были приняты в привязке к закону "Об основах государственной языковой политики".
Получается, что на сегодня в Украине действуют языковые нормы конца 1989 года. В законе "О языках в Украинской ССР" сказано, что украинский язык является государственным, а русский – официальным (как язык межнационального общения). На практике это означает, что должностные лица могут использовать в работе как украинский, так и русский язык, а акты высших органов должны публиковаться на двух языках.
Это же касается и всех официальных документов – свидетельство о рождении (смерти), браке, паспорт, аттестат, диплом, трудовая книжка выдаются на двух языках. Дошкольное и школьное образование украинцы получают на украинском языке, но допускается и использование языков национальных меньшинств.
В правительстве заявили, что парламентариям следует срочно принять новый языковой закон.
- Не нужно останавливаться – следует принять новый закон об украинском языке, который наконец-то реализует государственный статус украинского языка, как это предусмотрено в Конституции, - призвал вице-премьер Вячеслав Кириленко.
В свою очередь спикер парламента Андрей Парубий попросил "политические фракции провести консультации по тем законам, которые зарегистрированы в парламенте, чтобы мы могли обсудить и выйти на позитивное решение украинского парламента".
На сегодняшний день в парламенте зарегистрировано три варианта языкового закона. Основным считается законопроект "О государственном языке". Его авторами являются 33 парламентария, среди которых Оксана Сыроид, Леонид Емец, Анна Гопко.
Документ обязывает всех представителей госвласти (депутатов всех уровней, министров, чиновников, судей, прокуроров) в рабочее время использовать только украинский язык. Сотрудники сферы обслуживания (продавцы, официанты) должны перейти на украинский язык по первому же требованию клиента.
За игнорирование норм закона предусматривается штраф до 6,8 тысячи гривен. А за публичное неуважение к государственному языку - тюремное заключение до 3 лет. Документ предполагает, что за чистотой речи должен следить "языковой" омбудсмен, а помогать ему в этом - 27 "языковых" инспекторов.
Второй законопроект называется "О языках в Украине". Он предусматривает 100%-ую украинизацию ТВ, радио, прессы и даже кинематографа.
"Свободовцы" Андрей Ильенко, Михаил Головко и Юрий Левченко настаивают на принятии их языкового законопроекта. Изюминка документа - все желающие получить украинское гражданство должны сдать госэкзамен на знание языка. Кандидаты на высшие госдолжности должны иметь сертификат о достаточном уровне владения украинским языком. Законопроектом предполагается создание Нацкомиссии по стандартам государственного языка. Ведомство должно будет выписать новые правила использования украинского языка.
Закон "Об основах государственной языковой политики" был принят 3 июля 2012 года. Документ вступил в силу 10 августа 2012 года. Он предполагал возможность введения русского языка в качестве государственного одновременно с украинским в областях с численностью нацменьшинств выше 10%.
24 февраля 2014 Верховная Рада проголосовала за отмену этого закона. Но решение народных депутатов не вступило в силу, так как принятый закон отказался подписывать и.о. президента Александр Турчинов.
Свое решение он объяснил тем, что существует опасность, что закон станет причиной для дальнейших заявлений России о "притеснениях прав русскоязычного населения в Крыму".
В 2015-м группа народных депутатов обратилась в Конституционный суд на предмет изучения конституционности документа. Судьи приступили к изучению вопроса только в середине ноября 2016 года. Вердикт озвучили 28 февраля 2017 года.