Комитет избирателей Украины проанализировал законодательную активность Верховной Рады и пришел к неутешительному выводу, что украинский парламент является самым крупным "законодательным спамером" в Европе.
- В среднем за год народные депутаты Украины регистрируют 1,8 тыс. законопроектов. Это крайне большая цифра, - заявил глава КИУ Алексей Кошель.
Для сравнения КИУ сообщает, что в Великобритании депутаты в год регистрируют 66 законопроектов, во Франции - 337, в Италии - 644.
- Большинство поданных законопроектов - это так называемый низкокачественный законодательный спам. Каждый второй проект закона получает отрицательные заключения Главного научно-экспертного управления ВР, каждый третий - Министерства финансов Украины. Народные депутаты фактически действуют по олимпийскому принципу, согласно которому главное - не победа, а участие. Ведь законами становятся лишь 12% поданных законопроектов, - отметил глава КИУ.
"КП" в Украине" разбиралась в видах и причинах законодательного шлака, который выдают на-гора украинские парламентарии.
Одни из таких документов предлагаются из-за низкого уровня образования самих депутатов, другие - в целях потроллить или завалить какой-то действительно важный законопроект, а третьи – для собственного самопиара парламентариев в глазах избирателей.
Так, народный депутат Михаил Гаврилюк в свое время предложил легализовать проституцию на законодательном уровне. Это закон, по его мнению, позволил бы защитить украинцев от венерических заболеваний.
А Оксана Корчинская из Радикальной партии зарегистрировала законопроект, которыми предлагалось запретить название "Россия" и его производные в применении к нынешней Российской Федерации. Депутат Олег Мусий предлагал переименовать копейку в рубль.
Экс-депутат Сергей Терехин предлагал законопроекты о запрете вывозе сала из Украины, законы "О полигамии", "Свободные эрогенные зоны" и даже закон о праздновании праздника "Пакращи" - дань памяти языку беглого Азарова.
Следующий вид законодательного спама связан с самопиаром депутатов. Редко какой депутат, попав в парламент, сразу же не задумывается о том, как бы попасть в него на следующих выборах. А чтобы не выпасть из поля общественного зрения, он предлагает эпатажные и запоминающиеся законопроекты. И тут не важно, примет их парламент или нет.
Например, Юлия Тимошенко, которая сейчас является противником продажи земли, в 2008 году, будучи премьер-министром, через фракцию "Батькивщины" в парламенте предложила законопроект о продаже земли иностранцам. Тогда ей это было выгодно, а теперь запрет на продажу земли стал одним из основных коньков ее программы.
Депутат от БПП Сергей Каплин зарегистрировал законопроект о введении смертной казни за коррупционные преступления. Депутат от Радикальной партии Игорь Мосийчук предложил внести законопроект о запрете абортов в Украине. Депутат от "Самопомощи" Семен Семенченко предложил брать деньги от уклонистов от призыва в армию и эти средства отдавать на АТО.
Часто депутаты регистрируют проекты законов для того, чтобы помешать принятию законов своих оппонентов. Как известно, есть процедура рассмотрения каждого законопроекта, которая требует времени. И чем больше спама и троллинга, тем меньше времени остается на действительно нужные законы.
Самый последний пример - принятие закона о реинтеграции Донбасса, который подал Петр Порошенко. Фракция "Самопомощи" предложила альтернативный законопроект, который существенно отличается от президентского. Профильный комитет его отклонил, но он показал в невыгодном свете законопроект Петра Порошенко.
Тарас Чорновил, депутат предыдущих созывов, политический обозреватель:
- Наши депутаты вносят свои законопроекты только для статистики и самопиара, чтобы показать своим избирателям видимость работы. Приблизительно половина депутатского спама вызвана именно этим.
Другая часть - чисто лоббистские усилия, когда депутату платят за то, чтобы он зарегистрировал законопроект, чтобы что-то остановить. Альтернативные законопроекты регистрируют, чтобы не прошел основной. Это политтехнологии.
Вадим Карасев, политолог:
- С одной стороны, есть объективные причины для такого большого массива законодательных инициатив украинского парламента, поскольку Украина - единственная страна в Европе, которая находится в стадии глубокого реформирования. А это требует смены законов и подготовки нового законодательства. Старые демократии провели эту работу 100-200 лет назад, которая к тому же была растянута во времени. То есть существует объективная потребность в большем количестве законов, чем в странах с устоявшейся демократией.
С другой стороны, наш парламент действительно продуцирует слишком много законодательного спама. Поэтому у нас нужно законодательно закрепить, что право на законодательную инициативу имеют не отдельные депутаты, а вся фракция.