Об этом написал в своей статье экс-глава финансово-банковского комитета парламента Сергей Рыбалка.
По его словам, с 2014 года комитет объединил усилия представителей разных фракций и групп, чтобы реализовывать инициативы НБУ и правительства. "В кратчайшие сроки было принято десять законов. Прежде всего, о кардинальном усилении ответственности банков за сознательное доведение их до банкротства и расширение полномочий самого Нацбанка. Несмотря на то, что проекты присылали нам в последнюю минуту, мы неоднократно работали ночью, чтобы ни на минуту не задерживать процесс спасения финансовой системы страны", - отметил С. Рыбалка.
Однако, пишет депутат, постепенно все члены комитета от разных фракций поняли, что никто не собирался с ними дискутировать или обсуждать конструктивную критику, высказанную, например, через разработанную экспертами Стратегию развития банковского сектора. "Им были нужны послушные исполнители. Руководитель НБУ месяцами не приходила на комитетские заседания и игнорировала наши приглашения. А "чистка" банковской системы все больше напоминала скрытое перераспределение собственности", - отмечает он.
По его словам, комитет "жестко выступил против тотального "банкопада" в ручном режиме", когда некоторые, относительно здоровые учреждения за ночь выводили с рынка, а другим давали месяцы на "высасывание" с рынка депозитов и вывода средств. При этом никакой ответственности никто из владельцев и чиновников не понес.
Кроме того, Рыбалка критиковал НБУ за попытки ускорить увеличение уровня минимального капитала для банков.
"Если бы мы вместе с банковским сообществом не остановили эти попытки, еще несколько десятков небольших банков с украинским капиталом могли погибнуть. Вместо того, чтобы перенять мировой опыт и дать возможность развиваться небольшим, однако эффективным структурам, которые, к тому же, в основном принадлежат украинскому капиталу, в Нацбанке решили прибегнуть к принудительному укрупнению. Это было выгодно крупным международным сетям, очевидно менее гибким для нужд локального бизнеса, который должен стать основой для формирования в Украине среднего класса", - считает народный депутат.
"Наша критика, конечно, не нравилась Национальному банку, ведь там привыкли, что комитет только покорно "подает патроны". … К примеру, комитет "бегом" принял решение по президентскому законопроекту о 100% гарантии для вкладов в государственных банках. Но документ, принятый в парламенте, глава государства не возвращает с подписью почти год", - напомнил экс-глава комитета.
"Также мы считали абсолютно неприемлемым нежелание Нацбанка участвовать в поддержке экономического роста. А расчеты экспертов показывают, что чрезмерное внимание депозитным сертификатам высасывает ресурсы с рынка, в то время как их следует направлять на кредитование экономики, поддержку высокотехнологичных отраслей, создания новых рабочих мест", - отметил народный депутат.
Впрочем, это не помешало комитету в течение трех лет выстроить эффективный диалог с банковским сообществом, небанковскими регуляторами, организациями потребителей финансовых услуг и даже рядовыми работниками НБУ.
"Своим важным достижением можем считать возобновление работы Совета Национального банка – ключевого контрольного и экспертного органа, который имеет возможность оценивать действия регулятора, утверждать Основы кредитно-денежной политики, отвечает за смету центробанка. Впервые проведенный комитетом открытый конкурс на должность членов Совета от парламента позволил отобрать достойных специалистов", - считает С. Рыбалка.
Напомним, ранее Верховная Рада освободила Рыбалку от выполнения обязанностей главы комитета по вопросам финансовой политики и банковской деятельности.