Анализу подвергаются как ситуация в зоне АТО, так и общая картина соблюдения прав и свобод. Авторы исследуют промежуток времени от 15 мая до 12 августа, а также более поздние факты, которые недавно вскрылись. Основной вывод: нарушения по-прежнему происходят по обе стороны линии конфликта. "КП" в Украине" публикует фрагменты доклада, который завершается рекомендациями украинскому правительству.
"Тяжелое вооружение, в том числе оружие взрывного действия с большим радиусом поражения… по-прежнему присутствовало вблизи линии соприкосновения и часто использовалось в нарушение Минских соглашений… Размещение военных объектов в густонаселенной местности вблизи гражданских объектов и критически важной инфраструктуры и последующие обстрелы такой местности оставались распространенной практикой при ведении военных действий".
"УВКПЧ имело возможность документировать продолжающуюся по обе стороны линии соприкосновения практику пыток, жестокого обращения и сексуального насилия в отношении задержанных в связи с конфликтом, часто с целью получения признаний.
УВКПЧ также задокументировало новую тенденцию, связанную со случаями ареста и задержания граждан правоохранительными органами по обвинению в терроризме в связи с ведением бизнеса и уплатой "налогов" на территории, контролируемой вооруженными группами".
"На контролируемой правительством территории зафиксировано несколько случаев, когда во время допросов применялись методы, которые могут быть расценены как пытки… УВКПЧ задокументировало случаи восьми человек, которые были задержаны и подвергнуты пыткам сотрудниками СБУ в Харькове в 2015 г. Трое из них были арестованы в мае 2015 г., им были надеты наручники и мешки на голову. Их отвезли в здание СБУ в Харькове, где допрашивали и пытали по отдельности в течение нескольких часов, применяя такие методы, как удушение противогазом, вывих суставов, электрошок и инсценировка казни".
"Ограничения свободы передвижения затронули рекордное число лиц: в мае, в июне и июле более миллиона человек в месяц пересекали линию соприкосновения. Несмотря на увеличение рабочих часов на всех контрольных пунктах въезда-выезда, отмечались длинные очереди".
"…Вызывают обеспокоенность уголовные обвинения, основанные на выражении мнений против мобилизации. Например, 15 мая 2017 г. Генический районный суд Херсонской области приговорил Эдуарда Коваленко к пяти годам лишения свободы за выражение несогласия с военной мобилизацией во время публичного собрания в 2014 г.".
"7 июля 2017 г. Национальная полиция открыла уголовное производство 106 против веб-сайта "Миротворец", который с августа 2014 г. публиковал персональные данные тысяч людей, в том числе медиаспециалистов и активистов НПО, называя их сторонниками вооруженных групп и "терроризма". УВКПЧ приветствует этот шаг и настоятельно призывает органы власти провести эффективное расследование и принять меры для удаления персональных данных с сайта".
В течение всего периода конфликта, с 14 апреля 2014 г. по 15 августа 2017 г., было убито не менее 2505 гражданских лиц: 1382 мужчины, 837 женщин, 90 мальчиков и 47 девочек, а также 149 взрослых, чей пол не был установлен. 298 гражданских лиц, включая 80 детей, погибли в результате крушения рейса MH17.
За период с 16 мая по 15 августа 2017 г. УВКПЧ задокументировало 161 жертву среди гражданского населения: 26 убитых и 135 раненых.
Богдан ЯРЕМЕНКО, украинский дипломат:
- Организация Объединенных Наций устанавливает определенные стандарты в сфере прав человека и контролирует их соблюдение. Это ее функции. Управление Верховного комиссара ООН готовит такие доклады по всем странам. Украина не является исключением, разве только сейчас из-за событий на востоке и в Крыму нам уделяют повышенное внимание, - отмечает дипломат. - Нарушения прав человека фиксируются везде, даже в самых демократических странах. Поэтому критику, которую приводит УВКПЧ, не нужно рассматривать как публичное наказание. Это стандартная процедура.
Что касается рекомендаций ООН, то их выполнение зависит от воли правительства каждой страны. И в каждом отдельном случае последствия могут быть разные. Вплоть до резолюций ООН и санкций. Но лучше, конечно, чтобы рекомендации выполнялись.
- Подписывая конвенции, Украина брала на себя определенные обязательства. И если она не может придерживаться международных стандартов, то должна оформить это документально - путем приложений к конвенциям, - говорит Богдан Яременко. - Многое зависит от того, смогут ли украинские дипломаты аргументированно объяснить причины сложившейся ситуации и привести данные, которые снизят градус критики. Дальше начинается большая политика, которая в итоге все и решает.
Игорь РОМАНЕНКО, военный эксперт:
- Конечно, Россия готовит ловушку, но Украина может использовать это в свою пользу. Москва уже принципиально согласна на ввод миротворцев. Владимир Путин согласился на расширение географии миссии - с линии разграничения на всю территорию "ДНР/ЛНР". Это хорошо для нас? Конечно. Теперь он требует, чтобы миссия ООН носила только охранную функцию наблюдателей ОБСЕ. Пускай будет так, но только в соответствующих документах нужно прописать пункт о возможном расширении состава и функций миссии на случай обострения ситуации.
Владимир Путин требует согласования миссии с "ДНР/ЛНР"? Не нужно сразу говорить "нет", а убедить всех участников переговорного процесса, что представители непризнанных республик и так участвуют в работе Трехсторонней контактной группы в Минске, а значит, их дополнительное подтверждение не требуется. То есть Украине нужно малыми шагами добиваться своих целей.
Алексей АРЕСТОВИЧ, военный эксперт:
- Цель российского варианта миротворческой миссии - перессорить Украину с ее западными союзниками. Вот мы предложили миротворцев, а Киев не хочет. В результате будет какой-то компромисс, который нам будет крайне невыгоден.
|
После телефонного разговора с Ангелой Меркель Владимир Путин согласился на компромисс в отношении введения миссии миротворцев ООН в Донбасс. Россия отказалась от своего предыдущего требования о том, что такая миссия должна быть введена только на линии разграничения, и согласился на всю территорию "ДНР/ЛНР".
Но, несмотря на это, Москва продолжает продвигать в Совбезе свою резолюцию, которая содержит ряд других неприемлемых для Украины требований относительно миссии "голубых касок".
Например, в соответствии с российским вариантом миротворцы ООН "будут представлять собой вооруженную стрелковым оружием миссию, уполномоченную исключительно (!) обеспечивать безопасность групп наблюдателей ОБСЕ".
Кроме этого, Россия настаивает на том, что состав миссии ООН должны будут одобрить как правительство Украины, так и представители незаконных организаций "ЛНР/ДНР".
Украина же изначально настаивала, что это должна быть не только охранная миссия для защиты представителей ОБСЕ, а полноценный контингент "голубых касок". Которые будут контролировать разведение сторон из зоны безопасности и следить за режимом прекращения огня, перемещением военных формирований, соблюдением хранения тяжелой техники, патрулировать зоны безопасности и основные маршруты движения в зоне своей ответственности, защищать гуманитарные миссии и конвои, проверять транспортные средства и изымать нелегальное оружие. То есть по факту "голубые каски" ООН должны взять под полный контроль всю территорию конфликта.
Кроме этого, президент Петр Порошенко уже заявил, что Украина не будет согласовывать параметры миссии с представителями "ДНР/ЛНР".