Этот закон, который вносит многие изменения в деятельность высшего судебного конституционного органа страны, был принят парламентом со скандалом 13 июля.
Документ предусматривает изменение структуры, полномочий КС, а также установление процедуры рассмотрения конституционной жалобы.
Согласно версии нового закона, в состав Конституционного суда входит 18 судей, 6 из которых назначает Президент Украины, 6 - парламент, и 6 - Съезд судей Украины. Сам Конституционный суд будет действовать в составе 6 коллегий, 2 сенатов и Большой Палаты.
Кроме этого, вводится конкурсный порядок отбора кандидатур на должность судьи Конституционного суда. А сам суд получает право выдавать обеспечительные приказы и останавливать действие любой законодательной нормы, конституционность которой обжалуется.
Этим же законом существенно повышается зарплата судей КС - до 75 прожиточных минимумов или около 120 тысяч гривен. Судьи КС в отставке будут получать пожизненное денежное содержание в размере 50 процентов оклада - около 60 тысяч гривен.
Для предоставления экспертной помощи в процессах по конституционным жалобам в Конституционный Суд до 2020 года вводится институт специального советника, который может быть компетентным в этом вопросе иностранцем, но не гражданином России.
Президент Петр Порошенко, подписывая этот документ, заявил, что он является составной частью судебной реформы, которая направлена на обеспечение права граждан Украины на справедливый суд. Президент отметил два принципиальных новшества Закона.
"Это возможности любого юридического или физического лица подать жалобу в Конституционный суд. И абсолютно прозрачный конкурсный отбор кандидатов в судьи в Конституционный суд", - подчеркнул Порошенко.
Закон вызвал резкую критику со стороны некоторых депутатов и правозащитников, которые требовали от Петра Порошенко не подписывать его.
Дело в том, что в закон о Конституционном суде после первого голосования была включена норма об открытом голосовании за кандидатуру уполномоченного парламента по правам человека (омбудсмена). Это при том, что его деятельность и назначение регулируется отдельным законом и предполагает тайную процедуру его избрания.
В правозащитной организации Amnesty International вообще выразили удивление, как норма об избрании омбудсмена оказалась в тексте закона о КС, и считают, что "произошла подмена результатов голосования, которая предусматривает новую процедуру избрания омбудсмена и которая приведет к политизации этой ключевой для защиты прав человека должности".
"Процедура избрания омбудсмена должна быть тайной. Если она будет открыта, то уполномоченные будут под политическим влиянием", - пояснила перед вторым голосованием по этому закону народный депутат от БПП Ольга Червакова. Она же предложила поправку, которая возвращает процедуру тайного избрания уполномоченного по правам человека.
Самое интересное, что парламент поддержал эту поправку, но потом на сайте Верховной Рады ее заменили на другую, по которой не проводилось голосование. И таким образом избрание омбудсмена так и осталось открытым.
Ряд депутатов и правозащитников убеждены, что эта норма выгодна "Народному фронту", который будет выдвигать на должность омбудсмена своего кандидата - Людмилу Денисову. Напомним, что в апреле 2017 года закончился срок полномочий действующего омбудсмена Валерии Лутковской, которая была назначена на этот пост еще старой коалицией в Верховной раде в апреле 2012 года.
В "Народном фронте" обвинение отвергают и заявляют, что изменение процедуры избрания омбудсмена не делает Денисову однозначным победителем, это просто делает процедуру голосования открытой.
Кроме этого, новый закон о КС, по мнению некоторых депутатов, усилит влияние на него со стороны президента. Подразумевается, что шесть его кандидатов в Конституционном суде, часть зависимых от него представителей от парламента и от Съезда судей, позволят Петру Порошенко контролировать этот высший судебный орган.
Евгений Захаров, директор Харьковской правозащитной группы:
- Включение избрания омбудсмена в закон о КС - это совершенно циничное и мошенническое действие. В один закон после первого чтения вставили норму совершенно другого закона. И это сделали несмотря на то, что 40 омбудсменов Европы написали в наш парламент, что так делать нельзя. Но их предостережение проигнорировали.
И теперь легитимность нового омбудсмена в глазах Европы будет очень снижена. Если раньше в иерархии легитимации омбудсменов Украина была на наивысшей ступени, то теперь она скатится вниз, и новый украинский омбудсмен будет выглядеть незавидно.
А сделали это для того, чтобы упростить процедуру избрания своего омбудсмена. В некоторых фракциях опасаются, что при тайном голосовании у нынешних кандидатур не будет поддержки большинства.
Вадим Карасев, политолог:
- Конечно, этот закон усиливает влияние президента на Конституционный суд. Шесть его кандидатов, шесть от парламента – большинство из которых будут от БПП и "Народного фронта", и конечно, у него будут свои люди и от Съезда судей. То есть президент сможет контролировать весь конституционный процесс. Ведь любой конституционный спор переносится в КС.
Например, депутаты подадут в КС какое-то обращение по ограничению прав президента. А суд почти полностью зависим от него. То есть, очевидно, в чью пользу примет решение КС. И президент даже не будет звонить судьям, они сами прекрасно понимают, по чьей квоте они прошли, и будут очень чувствительны к его мнению. То есть формально Конституционный суд вроде как будет независимым, а фактически - таким же, как и был раньше.