25 ноября
Загрузить еще

В Днепре декоммунизировали женскую грудь

В Днепре декоммунизировали женскую грудь
Фото: Женщина, рвущая цепи, стала символом борьбы за права женщин. Фото: архив Максима Кавуна

Очередную декоммунизацию, на этот раз с эротическим подтекстом, затеяли власти Днепра. В четверг, 13 апреля, демонтируют два барельефа советского времени, на которых изображены пышногрудые обнаженные "революционерки". Полвека они украшали центральный городской мост, который теперь находится на капитальном ремонте. 

- Эти скульптурные композиции попадают под закон о декоммунизации, - объяснил заместитель мэра Днепра Михаил Лысенко. – Кроме того, есть обращение от граждан, которые требуют убрать барельефы. Да и в любом случае "барышень" пришлось бы снести. Колонны, на которых они закреплены, в аварийном состоянии – потрескались, дали усадку. В проекте обновленного моста они не предусмотрены. Останутся только смотровые площадки.

"Рабочий и колхозница" - вариант для взрослых. Фото: архив Максима Кавуна

Кандидат исторических наук Максим Кавун искренне удивился такому решению властей. По его словам, такие вещи простым обращением граждан не решаются.

- Эти пилоны - выдающееся произведение монументального искусства скульптора Юрия Павлова, - говорит историк. - Барельефы были специально изготовлены для моста, они часть его ансамбля. Они символизируют мир, молодость, борьбу за права женщин. Никаких признаков тоталитарного режима я там не вижу. Да и не был этот объект в списках на декоммунизацию. Она в городе завершена.

Кстати, для своего времени пилоны со скульптурными композициями были достаточно смелыми. Рабочие изображены в стиле "социалистический реализм". В руках мечи, серпы и молоты, правда, тело обнажено, лишь причинное место стыдливо прикрыто фартуком. Зато колхозницы изображены топлес, а одна вообще цепи рвет грудью третьего размера.

Скульптор Юрий Павлов за работой над скульптурами пилонов моста. Фото: архив Максима Кавуна

Завидев всю эту красоту накануне открытия осенью 1966 года, партийные деятели потеряли дар речи. Но скульпторы объяснили, что это вовсе не "срамота". Так, дескать, выглядит воплощение молодости.  

- Есть полулегендарная история с церемонии открытия моста, - вспоминает Максим Кавун. - Открывал его первый секретарь Днепропетровского обкома партии Алексей Ватченко. Так вот, увидев эту скульптурную композицию, он воскликнул: "Шо це за цицьки?!"

Кое-как удалось уговорить чиновника оставить барельефы. В какой-то мере, уверены эксперты, это было скульптурное диссидентство.

Теперь железные барельефы отправятся на городское коммунальное предприятие, где их уже дожидаются "свергнутые вожди". Петровский, например, там без ботинок и с замотанной в целлофан головой. У новоприбывших барельефов тоже будет что прикрыть.

Через год все бывшие шедевры советской эпохи станут экспонатами парка тоталитаризма. Если, конечно, его откроют.  

Таким был мост в 60-х. Фото: архив Максима Кавуна
Новый мост закрыли на ремонт месяц назад. Фото: dp.vgorode.ua

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

В Одессе Котовский не поддался декоммунизации [видео]

На одном из одесских домов попытались снять мемориальную табличку участнику Гражданской войны. С первого раза ничего не вышло.