Параллельно с развитием сухопутных вооружений обсуждается концепция наращивания морских боевых мощностей. На днях главнокомандующий ВМС Украины Игорь Воронченко заявил в телеэфире, что при тех возможностях, которые мы имеем, самый оптимальный вариант – это создание так называемого "москитного" флота на базе катерной группы.
"КП" в Украине" решила выяснить, какие преимущества он дает и почему нельзя сразу строить большие корабли.
КОРВЕТЫ НАМ НЕ ПОТЯНУТЬ
Уже само название "москитный" подсказывает назначение корабликов, которые хотят запустить в наши морские просторы. Это малоразмерные, быстроходные и маневренные бронированные катеры, на которых можно разместить не только артиллерийское, но и ракетное оружие.
Такие суда более уязвимы при попадании снарядов, чем большие корветы и фрегаты, но и более шустрые: подлетел, "ужалил", вывернулся, зашел в бухту. Такая техника достаточно эффективна при защите морского побережья.
- Фрегаты и корветы – это дорогостоящие корабли, - говорит контр-адмирал запаса Николай Жибарев. – И судно мало просто построить, его нужно оснастить техникой, которую придется импортировать из восьми стран. Добавьте к этому техническую эксплуатацию, ремонтную базу, которая может понадобиться уже через два года. К тому же, создавать один большой корабль – это чрезвычайно нерентабельно. Нужна серия в 6-8 суден, из которых половина пойдет на экспорт.
Эксперт вспоминает печальную судьбу ракетного крейсера "Украина", который в недостроенном виде достался нам после распада СССР, да так и ржавеет на причале в Николаеве.
- Доделывать и дооснащать крейсер уже нет смысла, это - вчерашний день. А серию корветов Украина не потянет. Безусловно, нам нужен и крупный, и средний, и малый флот. Но с учетом нынешнего финансирования рационально начинать с малого, - считает контр-адмирал.
НЕБОЛЬШОЙ ПОЧИН ЕСТЬ
После аннексии Крыма Украина потеряла значительную часть своего морского флота, включая горемычную подлодку "Запорожье". В настоящее время в составе отечественного ВМФ - 12 боевых кораблей. Это мало, чтобы говорить о полноценном статусе морского государства.
В Минобороны заявляли, что готовы уже к 2020 году спустить на воду 30 боевых кораблей и катеров. Но время идет, и его осталось совсем немного. Постройка больших кораблей не только дорогущий, но и долговременный проект, говорит адмирал ВМСУ Игорь Кабаненко.
- Для эффективной гибридной обороны на море Украине нужны многочисленные скоростные малые платформы. За стоимость одного корвета можно построить 50-70 боевых катеров разного предназначения. Одним корветом накопленных проблем не решить, его самого нужно будет защищать, а десятками катеров решить реально, - написал эксперт в "Фейсбук".
Почин уже есть, правда, пока небольшой - на столичном заводе "Ленинская кузня" спущены на воду два малых бронированных артиллерийских корабля по проекту "Гюрза". В Минобороны говорят, что с заводом заключен государственный контракт на строительство еще двух десантных кораблей.
ЧТО МЫ МОЖЕМ СТРОИТЬ*
Проект "Гюрза"
Бронированный артиллерийский катер
Предназначен для патрулирования морских границ и водных бассейнов рек. Длина - 20,79 м, ширина по ватерлинии – 3,90. Максимальная скорость - 28 узлов. Вооружение - две модифицированные боевые башни БМП-2 и БТР-70. Экипаж – 5 человек.
Проект "Кентавр"
Десантно-штурмовой катер
Предназначен для ведения боев в морской и речной акватории, доставки морского десанта. Длина - 24,3 м, ширина - 4,8 м. Максимальная скорость - 35 узлов. Может быть вооружен двумя боевыми модулями (пулемет и гранатомет), реактивной системой залпового огня под авиационные снаряды С-8, противозенитным ракетным комплексом. Сбрасывает морские мины. Экипаж - 4-5 человек и 28-32 десантника.
Проект "Лань"
Быстроходная мореходная платформа
Предназначена для создания патрульных, артиллерийских и ракетных катеров, способных действовать в дальней морской зоне. Длина - 54,2 м, ширина - 9,3 м. Могут быть установлены - комплекс противокорабельных ракет, артустановки 57-76 мм и 30-35 мм, зенитный комплекс малой дальности. Максимальная скорость - 32 узла. Количество членов экипажа зависит от специализации.
Украинская разработка была адаптирована для Вьетнама. Сейчас во тамошних ВМС служат три таких катера.
*Все проекты разработаны в Николаевском госпредприятии "Исследовательско-проектный центр кораблестроения".