Тогда эту помощь назвали "Планом Маршалла" для Украины. И вот спустя три года в Брюсселе про "План Маршалла", наверное, уже в версии 2.0 заговорил Владимир Гройсман. Мы разбирались с экспертами, что не смогла сделать Украина за три года и одна ли война виновата в том, что инвесторы не спешат вкладывать деньги в Украину.
Попытка номер два
На прошлой неделе премьер-министр Владимир Гройсман посетил Брюссель и снова поднял вопрос о международной помощи для Украины. Выступая на конференции "Поощрение и направление: Перезагрузка украинских реформ", он заявил, что в 2014 году ЕС и доноры предложили Украине "План Маршалла" и планировали провести в феврале 2015 года донорскую конференцию, также велась подготовка плана восстановления Украины. Однако запланированная конференция не состоялась, и нужные решения не были приняты.
- Я считаю, что к этому вопросу надо вернуться. Если возникает вопрос, чем Украине могут помочь дружеские европейские и мировые партнеры, то мы должны ответить - четким планом восстановления Украины. Это "План Маршалла", который мы можем создать совместно, чтобы совместно мы бы могли ускорить трансформацию, ускорить изменения в Украине, чтобы восстановить сектора, которые сегодня пострадали, - отметил глава украинского правительства.
По словам Владимира Гройсмана, те секторы экономики, на которые негативно повлияла российская агрессия, должны быть перестроены и переориентированы очень быстро.
Четыре ключевые реформы
Еще три года назад потенциальным инвесторам говорили, что в Украине проведут четыре основные реформы - демонополизацию, энергореформу, налоговую реформу и реформу банковского сектора. Несмотря на то что с того момента прошло три года, большинство реформ так и остались нереализованными.
Вначале проводить структурные изменения мешали депутаты, которые поддерживали прежнюю власть. Потом началась война, санкции со стороны России, и всегда вину за провал можно было взвалить на "попередников", хотя многие схемы прошлой власти работают до сих пор.
Давайте разберемся, что было сделано в четырех ключевых областях, в которых требовалось провести реформы.
Демонополизация
В свое время Антимонопольный комитет Украины заявлял о том, что около двух третей экономики Украины содержат так называемые "признаки доминирования".
Что такое монополия, поймет каждый, кто хоть раз пытался выяснить отношения с облэнерго или местным водоканалом. Эти компании являются монополистами, и вы не можете отказаться от их услуг, если недовольны качеством. В той же Европе жители большинства городов могут выбирать, у кого покупать электричество или воду. В Украине в этой сфере за три года не сделано практически ничего. Не помогают ни высокие зарплаты, ни приглашенные заграничные "варяги".
Как говорит исполнительный директор международного фонда Блейзера Олег Устенко, "сколько угодно можно повышать зарплату топ-менеджерам "Укрзалізниці", но все равно принципиально этим ничего не добиться".
- Если зарплаты топ-менеджеров в "Укрзалізниці" вызывают недоумение, то в "Нафтогазе" они вызывают абсолютное раздражение, - говорит Олег Устенко. - Никто не посмеет возмущаться тем, что частный сектор может платить и в разы больше, если он считает это необходимым. Однако в данном случае речь идет о государственном монополисте, который хочет работать так же неэффективно, как государство, но получать зарплату, аналог которой вряд ли можно найти не только в украинской частной компании, но и у наших западных соседей.
Реформа энергетики
Это, пожалуй, самая болезненная тема для украинцев. До сих пор правительства хватило только на то, чтобы поднять цену на газ, горячую воду и тепло. Однако выросшие до небес тарифы на отопление не стимулируют граждан проводить мероприятия по улучшению энергоэффективности. Ведь даже поквартирные счетчики тепла подавляющее большинство граждан не может установить в своих квартирах. Поэтому большинство, вместо того чтобы утеплять свои дома… отправились за субсидиями.
По данным Госстата, в течение минувшего года субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг получили 7 млн 677 тыс. домохозяйств. Так, по сравнению с 2015 годом количество субсидиантов увеличилось на 2 млн 284 тыс., или на 42,4%. На прошлой неделе было принято решение снизить социальную норму на услуги ЖКХ, согласно которым начисляются субсидии. Возможно, это вместе с монетизацией выплат, которую обещают ввести в правительстве, и начнет стимулировать граждан проводить утепление собственных домов. Поживем - увидим.
Реформа банковского сектора
Основная идея на тот момент заключалась в том, чтобы позволить экономике и гражданам пользоваться доступными кредитами под вменяемый процент. Для осуществления этого банкам нужно получить доступ к дешевым и длинным деньгам. Однако мы пока не приблизились к реализации этой реформы. Три года Нацбанк выводил с рынка банки, которые не справились с кризисом. Теперь замглавы НБУ Екатерина Рожкова заявила, что банковская система Украины в настоящий момент прозрачна, обладает достаточным уровнем ликвидности и готова к кредитованию. Правда, назвать доступными кредиты под 20% годовых и более доступными ну никак не получается.
Налоговая реформа
Три года правительство пытается вывести экономику из тени. Для этого уже были испробованы несколько методов. Правительство Арсения Яценюка, принимая бюджет на 2016 год, сделало ставку на снижение налогов на фонд оплаты труда. Таким образом была сделана попытка вывести бизнес из тени при помощи пряника. Но не получилось. Дефицит Пенсионного фонда вырос, поступления в бюджет снизились.
В итоге правительство Владимира Гройсмана решило идти на повышение минимальной зарплаты до 3200 грн. Больше всего от этого пострадали частные предприниматели, для которых более чем в 2 раза вырос Единый социальный взнос (ЕСВ).
Эксперты пока не могут точно посчитать, получит ли правительство от этого повышения ожидаемый эффект. Как пояснил исполнительный директор Центра социально-экономических исследований "CASE Украина" Дмитрий Боярчук, за январь рост доходов от ЕСВ составил всего 8%, тогда как по итогам года рост должен быть на уровне 29%. Однако делать выводы только по итогам января преждевременно. Ведь крупный бизнес обычно в январе платит зарплату за декабрь.
КОМПЕТЕНТНО
|
"Для достижения целей надо ставить конкретные задачи"
- Наш премьер многие вещи повторяет как мантру, как некие заклинания, - отметил "КП" в Украине" директор экономических программ Центра Разумкова Василий Юрчишин. - "Не хочу, чтоб цены росли - хочу, чтоб зарплаты росли". Теперь вот "План Маршалла". Конечно, цели - это хорошо. Но одно дело - для достижения этих целей ставить конкретные задачи и вводить определенные инструменты. И совсем другое - рассчитывать, что достаточно сказать - и все тут же решится само собой. К сожалению, правительство чаще всего идет по второму пути.
В 2014-м, когда говорили о "Плане Маршалла" для Украины, мы многого не знали и не могли предвидеть. Не знали, что будет война, что настолько упадет доверие к новой власти, на которую возлагались большие надежды. И валить все, что происходит, на одну лишь войну, нет смысла - доверие к власти в такие сложные для страны времена вполне могло бы и укрепляться. Но это не происходит по тем причинам, о которых я говорил выше - разрыв между "мантрами" и действием.
На мой взгляд, повтор тезиса о "Плане Маршалла" звучит сегодня несколько напряженно. Дело в том, что мы сами должны формулировать задачи, под решение которых Запад мог бы выделить нам ресурсы. Но что мы можем предложить? Правила игры на рынке все время меняются, бизнес не чувствует себя уверенно, система госуправления оставляет желать лучшего, инвестор незащищен. Даже блокаду толком не можем провести, хотя считаем правильным продолжение санкций со стороны Запада. Думаю, что в таких условиях говорить о "Плане Маршалла" для Украины несколько преждевременно.