7 ноября
Загрузить еще

Гройсман против Яценюка: чье правительство "эффективнее"

Гройсман против Яценюка: чье правительство
Фото: Гройсман против Яценюка: чье правительство «эффективнее».

20 января украинский премьер Владимир Гройсман празднует свой день рожденья. Мы решили, что это хороший повод сравнить экономический аспект работы нынешнего правительства с его предшественниками – двумя составами правительства Арсения Яценюка, который назвал своих министров "правительством камикадзе". И хотя срок премьерства у них существенно отличается, некоторые выводы сделать уже можно.

Тарифы: один начал, второй закончил

Наверное, самая болезненная реформа для простых украинцев – это повышение тарифов на услуги ЖКХ, в частности, на  горячую воду и отопление. Начата она была во времена Арсения Яценюка, но он не решился довести ее до конца. Перед своей отставкой он отложил повышение тарифов, разделив ответственность со своим преемником.

После вступления в должность Владимиру Гройсману ничего не оставалось, кроме как повысить тарифы до экономически обоснованных. Более того, сделал он это с опережением графика. Согласно меморандуму с МВФ, тарифы нужно было повышать плавно до начала 2017 года. Но в правительстве решили не растягивать этот процесс.

- Было принято решение поднять цены на газ для населения, наивно полагая, что это упростит отношения с МВФ, - говорит экономист Андрей Блинов. – Но эта мера не сильно помогла.

Не видит существенных отличий между политикой Арсения Яценюка и Владимира Гройсмана в сфере ЖКХ и экономист Александр Охрименко. Он считает, что в системе распределения субсидий ничего принципиально не изменилось.

Но некоторые специалисты замечают, что Владимир Гройсман пошел на сокращение расходов бюджета в сфере субсидий. Первый раз оно произошло в прошлом году и может повториться в этом. Экономический эксперт Даниил Монин говорит, что согласно меморандуму с МВФ, запланировано очередное снижение социальных выплат по энергосубсидиям путём уменьшения норм потребления.

Пенсии: пока все на словах

О пенсионной реформе заговорили около 10 лет назад. И первые непопулярные решения о повышении возраста выхода на пенсию для женщин были приняты в далеком уже 2010 году. Автором тех шагов был Сергей Тигипко.

Однако сейчас вопрос дефицита Пенсионного фонда встал особенно остро. Как говорят чиновники, МВФ требует сокращать дефицит, а другого выхода кроме как поднимать пенсионный возраст для этого нет.

- Сейчас 10,5 млн небогатых работающих человек очень скудно кормят 13 млн пенсионеров, - говорит Андрей Блинов. - И чем дальше - тем ничтожнее будет этот паёк.

Данил Монин подсчитал, что у нас на пенсию сейчас каждый год выходит 600 тысяч человек, а рождается только 400 тысяч и ещё далеко не каждый из них попадёт на рынок труда. Оценочно можно говорить о не более 300 тысяч человек в год, поэтому диспропорции в пенсионной сфере будут только возрастать.

В такой ситуации правительству Гройсмана, видимо, все-таки придется пойти весной на непопулярные меры и принять законы, которые тем или иным способом повысят пенсионный возраст для украинцев. Вариантов тут два – или пойти по пути, который предложил МВФ, согласно которому через 10 лет пенсионный возраст поднимут до 63 лет, или же ограничивать выход на пенсию для всех тех, у кого не будет необходимого страхового стажа, как это предлагает министр соцполитики Андрей Рева. И во втором случае большинство граждан смогут претендовать только на социальную пенсию - 30% от минимальной.

Правда, не исключено, что если над нынешним правительством весной нависнет угроза отставки, то почетную миссию повышения пенсионного возраста передадут следующему кабмину.

Налоги: Сначала понизили, потом повысили

Правительство Арсения Яценюка, принимая бюджет на 2016 год, сделало ставку на снижение налогов на фонд оплаты труда. То есть, была сделана попытка вывести бизнес из тени при помощи пряника. Но не получилось. Дефицит Пенсионного фонда вырос, поступления в бюджет снизились.

В итоге правительству Гройсмана пришлось идти на повышение минимальной зарплаты до 3200 грн. Больше всего от этого пострадали частные предприниматели, для которых более чем в 2 раза вырос Единый социальный взнос (ЕСВ). Кроме того, было принято решение, что его платят все, в независимости от того, ведет ФОП хозяйственную деятельность или нет. В итоге, "спящие предприниматели", которые до этого сдавали декларации-нулевки, бросились закрывать свои "конторы".

- Пожалуй, это ключевое отличие двух премьеров, - считает Андрей Блинов. – Владимир Гройсман предпринимает попытку сделать ставку на внутреннее потребление, к которому приведет рост минималки и повышение должностных окладов. Кроме того он ведет диалог с крупным бизнесом и на практике закрепил увеличение возможностей и полномочий местных бюджетов. Это, безусловно, даст толчок к росту экономики, ведь происходит какое-никакое стимулирование внутреннего спроса. Но, к сожалению, ключевой задачи - ускоренного экономического роста – правительство решить не может…

По словам Даниила Монина, такая политика Кабмина Владимира Гройсмана, выливается в реальное увеличение налоговой нагрузки в 2.7% ВВП за счёт увеличения базы налогообложения, минимизации льгот и т.п. если в деньгах - это порядка 60-70 млрд гривен.

ЕСТЬ ВОПРОС

Куда приведут реформы?

Дмитрий Кучер, финансовый эксперт FIBO Group:

- Пока ощутимых изменений от реформ Гройсмана никто не видит, кроме повышенных тарифов за коммуналку. Курс гривны, как снижался, так и снижается. Единственное, что можно сказать с уверенностью, это то, что Кабмин Гройсмана теперь больше подконтролен Петру Порошенко, в отличие от прошлого правительства Яценюка, который был более самостоятелен и зачастую проводил политику, идущую в разрез с политикой президента. На сегодняшний же день мы можем говорить о единомыслии главы государства и премьера. Вопрос лишь в том, куда приведут их реформы.