22 декабря
Загрузить еще

Гнев Гройсмана: почему премьер недоволен Службой занятости

Гнев Гройсмана: почему премьер недоволен Службой занятости
Фото: Владимир Гройсман возмутился работой Службы занятости. Фото: REUTERS

Дорого и неэффективно

Год начался для украинской службы занятости несладко. 11 января украинский премьер Владимир Гройсман заявил: он не будет содержать службу занятости.

"Я не собираюсь содержать службу занятости, я не собираюсь содержать безработных, - заявил глава правительства. - Но я собираюсь дать людям работу и нормальную зарплату. Изменение этой философии должно быть на повестке дня".

Несмотря на то, что немного покоробила форма (судя по всему, Гройсман убежден, что Службу занятости содержит лично он, а не миллионы налогоплательщиков), по сути премьер сказал то, о чем эксперты говорят уже не первый год: система центров занятости в Украине - это бюрократическая машина, которая работает совершенно неэффективно.

Касса по выдаче бюджетных денег

По мнению директора по странам Восточной Европы рекрутинговой компании WORLD STAFF Виталия Михайлова, Служба занятости фактически превратилась в кассу по выдаче бюджетных денег, и это не имеет никакого отношения к трудоустройству. Более того: от коллег эксперту известно немало случаев, когда соискатели, состоящие на учете в Службе занятости, просили не оформлять их официально, чтобы не терять пособие по безработице!

Я, со своей стороны, вспомнила случай годичной давности, когда мы сидели в одной компании с такой безработной. Ирина работала в одном из крупных банков, и после его ликвидации зарегистрировалась в службе занятости. К моменту этих посиделок Ирина не работала уже 8 месяцев и на вопрос, почему не торопится искать работу высокомерно пояснила: а оно ей надо? Все эти 8 месяцев Ирина получала от государства максимальное пособие (как известно, банки относятся к тем немногим украинским компаниям, где выплачивается белая зарплата, причем немалая) и жила припеваючи. На работу ходить не надо, никаких обязанностей и обязательств, да еще и за эти деньги она дважды слетала отдыхать за границу! Согласитесь: тем, кто каждый день ездит на работу за куда меньшие деньги и едва сводит концы с концами, осознавать, что такие безработные живут безбедно месяцами на средства налогоплательщиков, по меньшей мере, обидно. 

- В таком виде, как она сейчас работает, Служба занятости действительно не нужна, - говорит президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко. – У нас она ничем не помогает безработным, а только проедает немалые деньги.

Реформы и инструменты: большая разница

В самой службе занятости уверены, что работают они хорошо. На каждое заявление премьера или социального министра у них готов ответ: мол, в течение 2016-го количество вакансий ГСЗ выросло на 46 тыс. до 869,3 тыс. А по словам и. о. главы ГСЗ Валерия Ярошенко, в прошлом году Служба провела ряд реорганизационных мероприятий, которые позволили значительно повысить эффективность работы учреждения. В частности, в рамках реформирования ГСЗ, уже в первом квартале 2017 года заработает новый портал, который выведет в онлайн значительное количество услуг Службы.

Впрочем, эксперты уверены: в Службе занятости неправильно понимают само слово "реформы" - отсюда и все проблемы.

- Несколько лет назад на базе Службы занятости собирались действительно создать сервисную рыночную службу вплоть до того, чтобы сотрудничать с кадровыми и рекрутинговыми агентствами и отдавать им часть заказов. Но, к сожалению, все эти намерения так и остались проектами, - рассказал "КП" в Украине" Виталий Михайлов. – А год назад я участвовал в заседании Офиса реформ. Интересно уже то, что этот офис Служба занятости создала для реформирования самой себя – такого мне видеть еще не приходилось. Поэтому и "реформирование" соответствующее – как, например, создание нового сайта. Новый сайт – это, конечно, хорошо. Но это, как и многое другое, всего лишь инструмент, а не реформа.

КОМПЕТЕНТНО

Службу занятости нужно не ликвидировать, а полностью реформировать

- Легче всего заявить, что нужно что-то ликвидировать, - отметил "КП" в Украине" президент Института реформ и развития Киева Александр Вовченко. - Но функции Службы занятости - учет безработных, выплата пособий по безработице - все равно должен кто-то выполнять. Украинские работники ежемесячно делают отчисления на случай безработицы, чтобы в будущем была возможность на что-то рассчитывать. Во всем цивилизованном мире существует поддержка безработицы и во всех европейских странах есть подобные структуры.

К тому же, ликвидация Службы и передача этих функций другим органам – это не экономия, а, как показывает практика, дополнительные расходы. Действительно, Служба занятости превратилась в бюрократическую машину, которая занимается бумажками, и не более того. Поиск работы для безработных в стенах этого учреждения происходит формально. Но эту службу нужно не ликвидировать, а полностью реформировать.

Сейчас в центрах занятости огромный ресурс, который работает неэффективно, поэтому нужно пересматривать саму модель деятельности центров занятости, их подходы, оптимизировать и модернизировать их к требованиям современности. Конечно, нужно использовать зарубежный опыт, ввести жесткую систему контроля, чтобы избежать вероятных злоупотреблений. Также важным моментом является сокращение штата центров занятости с целью повышения заработной платы работников и, соответственно, улучшения качества обслуживания.

Вместе с тем проблему безработицы нужно решать путем повышения заработной платы, создания новых рабочих мест и повышения качества образования. А чтобы мотивировать бизнес создавать новые рабочие места, вводить, например, налоговые льготы.

ТОЛЬКО ЦИФРЫ*

  • На конец ноября 2016-го в стране было зарегистрировано 337,9 тыс. безработных
  • Помощь по безработице в ноябре получили 264 тыс. человек
  • Средний размер помощи – 1873 грн. в месяц
  • В ноябре было выплачено около 0,5 млрд. грн. помощи
  • Средний срок незанятости – 12 месяцев
  • Ежемесячно трудоустраивалось от 3,5% (в январе) до 12,1% (в октябре) зарегистрированных безработных
  • Минимальная выплата для незастрахованных граждан (то есть тех, у кого нет трудового стажа) – 544 грн.
  • Минимальная выплата для застрахованных граждан (то есть тех, у кого есть трудовой стаж) – 1160 грн.
  • Сумма выплаты (от 50 до 70% официальной заработной платы) и сроки выплаты (от 90 до 720 дней) зависят от индивидуальных показателей – страхового стража, доходов за последние 12 месяцев, времени до пенсии и т.д.

*По данным Государственной службы занятости и Госстата