"КП" отыскала этот самолет еще в 2012 году. Практически в центре Минска, среди серых ангаров авиаремонтного завода, стоит с виду обычный Ту-134 в бело-зеленой раскраске. Мало кто знал тогда, что на самом деле это персональный vip-самолет Юлии Тимошенко.
Сейчас ему уже почти 30 лет. В советские годы на нем мониторили сельхозугодия. С помощью специального оборудования, установленного в самолете, агрономы оценивали качество посевов, определяли влажность почвы и состояние пастбищ.
В 2001 году самолет решили отремонтировать и переоборудовать под vip-перевозки. Потрудилась частная фирма "Кванд" - она занимается созданием vip-интерьеров салонов самолетов и яхт. Фирма российская, но основные производственные мощности были на Минском авиаремонтном заводе.
|
Обновленный Vip-самолет оказался в маленькой российской авиакомпании "Меридиан" - несколько лет борт выполнял заказные чартерные рейсы в российские и зарубежные города. В 2004 году самолет продали в Украину, и он стал числиться за авиакомпанией "ЕЭС-Авиа", которая принадлежит холдингу "Единые энергетические системы Украины" (ЕЭСУ).
Именно эту структуру до 1997 года возглавляла Юлия Тимошенко, а после ухода в большую политику передала бразды правления своему мужу Александру. По словам авиационных экспертов, с 2006 года этим vip-самолетом стала пользоваться Юлия Тимошенко. Борт видели в Москве и Киеве, Египте и Турции. Поговаривают, что 12 сентября 2007 года на этом самолете прилетел в Мелитополь соратник Юлии, бывший министр обороны Украины Анатолий Гриценко. Пару раз борт прилетал и в Минск для планового техобслуживания.
Последний (или крайний, как говорят летчики) свой полет этот Ту-134 совершил 18 апреля 2008 года - борт вернулся на Минский авиаремонтный завод. В том же месяце он был выставлен на продажу за 3,3 миллиона долларов. В документах значилось, что владелец самолета - кипрская оффшорная компания Asken Aviation Limited. А позже объявление о продаже и вовсе исчезло с профильных ресурсов.
|
В 2011 году Юлии Тимошенко стало не до авиации: ее обвинили в финансовых махинациях в ЕЭСУ - она провела в СИЗО три года. Судя по всему, не до самолета ей было и после освобождения. Как выяснила "КП", этот vip-самолет до сих пор стоит среди ангаров минского авиазавода - уже много лет заказчик ремонта не может оплатить услуги специалистов. На сегодняшний день самолет не числится в реестре гражданских воздушных судов. На кого сейчас записан самолет - нам не известно. Но, как удалось узнать "КП", самолетом владеют украинцы:
- Мы сейчас ведем переговоры с украинским собственником - чтобы с нами рассчитались и самолет забрали, - рассказал гендиректор ОАО "Минский завод гражданской авиации №407". - У собственников остались долги за обслуживание, за стоянку самолета, также есть штрафные санкции. Сейчас идет переговорный процесс, думаю, к концу года мы это вопрос закроем.