В издании "История Украины. Справочник - тестовые задания" появилась фраза: "Во всех областях, кроме Донецкой и Крыма, проводились митинги в поддержку Евромайдана". После волны возмущения в соцсетях пособие изъяли из списка рекомендованных для учащихся. А в педагогических кругах вновь разгорелась дискуссия о том, как представлять подросткам революционные события недавнего прошлого.
ПЕРЕПИСАТЬ НЕЛЬЗЯ ЗАПРЕТИТЬ
В Институте модернизации содержания образования от причастности к скандалу отнекиваются.
- Экспертная комиссия рассматривала рукопись пособия, в котором описывались события до 2011 года. Были замечания, автор дорабатывал. В 2015-м институт дал рекомендации по использованию пособия. Имея на руках разрешительные документы, издательство вместе с автором самовольно добавили в текст информацию, из-за которой и возник этот конфликт, - объясняет начальник отдела среднего образования и подготовки учителей Борис Терещук.
Сейчас в Минобразования размышляют: переписать раздел в справочнике или запретить полностью. В то время как автор пособия уверяет, что фраза просто вырвана из контекста.
- Если бы те, кто возмущаются, прочли пособие полностью, то поняли бы, что речь идет не о Евромайдане в целом, а о событиях 22 - 27 января, когда участники протестов вступили в открытое сопротивление властям, стали захватывать городские и областные администрации. В Крыму и в Донецке в тот промежуток времени этого не было. Я виноват только в том, что не совсем корректно составил предложение, - объяснил "КП" в Украине" свою позицию кандидат исторических наук Александр Гисем.
Получается, что камень преткновения не в искажении реальных событий, а в том, какой идеологический резонанс вызвал текст.
Интересно, что это второй педагогико-исторический скандальный случай за последние 10 лет. В прошлый раз в пособие того же автора издание добавило биографию Виктора Януковича с датами, когда он отбывал уголовное наказание. Учебники успели разойтись по магазинам. Издательству пришлось выкупать весь тираж по рыночной цене.
- Сейчас, чтобы не возникало подобных проблем, мы требуем от издательства 5 экземпляров уже отпечатанных книг, - отмечает Борис Терещук.
НЕОТДЕЛИМА ОТ ИДЕОЛОГИИ
Написать учебное пособие может любой человек. Но напечатать - нет.
- Есть большой перечень психологических, дидактических, педагогических критериев. Специальная экспертная комиссия тщательно проверяет каждую рукопись. Плюс есть обязательный анализ по гендерной политике - в учебниках должно быть поровну картинок мужчин и женщин. Иллюстрации и тексты, содержание задач не могут показывать доминирование одних над другими, - говорит Терещук. - Одобренные рукописи выставляются на сайте нашего института, и школьные педагоги во всех областях голосуют за понравившийся вариант. Пособия, которые набрали больше, печатаются за госсчет.
С математикой или физикой все просто. Там константы. А история - явление переменчивое. Событие вроде одно, а рассказывать о нем можно и так и этак. Не успела пройти полная смена поколений, как "Октябрьская революция" превратилась в "октябрьский переворот".
НЕ СТОИТ ВТЯГИВАТЬ В ДИСКУССИИ
В Институте модернизации содержания образования поддерживают негласное правило историков: пока процесс не закончился, говорить о нем с какой-то оценкой нельзя. Но как говорить, каждый учитель все равно решает сам.
- Война - очень больная тема для Украины. Чтобы не было конфликтов, надо правильно обозначить термины, которыми мы оперируем. Но рекомендаций на этот счет у нас нет. Поэтому стараемся не говорить лишнего, только сухой фактаж, - поделился с "КП" в Украине" учитель истории Александр Плугин. - Я, например, избегаю личной оценки. И при этом вижу, что у старшеклассников есть свое мнение и по поводу аннексии Крыма, и по поводу Майдана. Но высказывать его они не спешат. А значит, и нам не стоит втягивать учеников в дискуссии.
Негласно учителя признаются, что их работу очень осложняет информационная война. Если контент в СМИ можно ограничить, то в интернете школьники имеют доступ ко всем идеологическим дебатам, которые часто нарушают все понятия человечности.
КОММЕНТАРИЙ ПСИХОЛОГА
Илона РАШКОВСКАЯ, преподаватель психологии педуниверситета им. Драгоманова:
- Стоит объективно рассказывать о том, что одни люди оценивают Майдан положительно, другие - иначе. Что Майдан вернул нам чувство патриотизма, украинцы утвердились как нация, мы взяли курс на Европу. Но в то же время возникли социальные проблемы, между разными группами граждан обострились разногласия. Дети должны понять, что так бывает всегда после важных исторических событий. Им нужно дать информацию просто для самостоятельного анализа. Но ни в коем случае не направлять на агрессию и не противопоставлять одних людей другим.
МНЕНИЕ ПЕДАГОГА
"Я рад, что уже на пенсии"
- Педагогика не может жить отдельно от идеологии, - говорит Игорь Швец, учитель с 30-летним стажем. - В советские времена мы обязаны были навязывать детям восторженное восприятие Ленина и последствий 1917 года. С обретением Украиной независимости появился другой курс на подачу истории. После Майдана будут добавлены новые интонации. Признаюсь, я рад, что уже на пенсии и не нужно штудировать методички, чтобы правильно разговаривать с учениками. Ни в прошлом, ни в настоящем так и не найдена золотая середина в подаче того, что произошло.
КСТАТИ
Отравление Ющенко преподают как факт
На днях Генпрокуратура сообщила, что Виктор Ющенко до сих пор не сдал кровь для экспертизы по делу о диоксиновом скандале. Напомним, информация об отравлении кандидата в президенты прозвучала с трибуны ВР в сентябре 2004 года. Несколько экспертиз не подтвердили и не опровергли предположение о диоксине. Ющенко просили снова сдать кровь, но он не сделал этого. В декабре 2014 года ГПУ в очередной раз предложила пройти экспертизу, но пока безрезультатно.
Таким образом, отравление диоксином остается версией, следствие не закончено. В учебнике же по новейшей истории для 11-го класса автора Ф. Г. Турченко это подается как очевидный факт: "Компания главного кандидата от оппозиции В. Ющенко сопровождалась многими загадочными эпизодами… Наиболее существенным из этих эпизодов было отравление В. Ющенко сильнодействующим веществом - диоксином, после которого кандидат две недели лечился за границей".
ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА
Историю Евромайдана им преподавал… Майдан
Ермолай ТЕРЕНТЬЕВ
- Как вам преподавали историю Украины в части о Майдане? - спросил я вчера у своего 17-летнего сына-выпускника.
- Никак.
- Как это?
- Не успели. Мы когда дошли до главы о годах независимости, уже началось ВНО по истории Украины.
Выяснилось, что на ВНО дети пошли в начале мая, а курс рассчитан до конца весны. Плюс зимний карантин.
- Но вам хоть что-то учителя рассказывали о событиях на Майдане? - не унимался я.
- Сказал же - нет.
- Как ты тогда сдавал тесты?
- А я помню, как все было.
Мы по-прежнему относимся к выпускникам школ как к детям, забывая о том, что у них сформировано личное мнение о событиях в стране. Все происходило на их глазах. Кто-то ходил на Майдан, кто-то смотрел телетрансляции с площади. Подростки имеют представление об аннексии Крыма и о войне в Донбассе. Может быть, знают все даже лучше историков, общаясь в классе с переселенцами. Поэтому спор взрослых о правильности или неправильности формулировок в учебниках остался школьниками незамеченным.