О чем дискуссия? Чем зацепила политиков и экспертов "Четвертая республика"? Рассказами о закулисных интригах? Их там нет. Байками о коллегах? В парламенте с трибуны больше услышишь. Воспоминаниями о прошлом, которое все обсудили и осудили? Тоже нет.
Книг, написанных украинскими политиками, немало. Но "Четвертая республика" - первая книга в истории страны, которую написал действующий глава Администрации президента (чаще всего за перо политики берутся, когда имеют приставку "экс").
Но, по мнению экспертов (тех, кто действительно прочитал книгу, а не ограничился чтением обложки), самое любопытное в тексте - это "дорожная карта" развития Украины в изложении Бориса Ложкина.
Как же Борис Ложкин собирается строить новую Украину, "Четвертую республику"? "КП" в Украине" собрала самые любопытные предложения и комментарии к ним экспертов. А насколько эти предложения осуществимы - покажет время.
Как сформировать хорошее правительство
"Каким должно быть новое правительство? Моя позиция заключалась в том, что кабинет должен состоять преимущественно из технократов, которые будут проводить необходимые реформы без оглядки на рейтинги. За примерами ходить далеко не требовалось. Когда в конце 2011 года Италия оказалась на грани финансового кризиса, там было сформировано технократическое правительство во главе с Марио Монти, программа которого называлась без обиняков "Спаси Италию". Кабинет Монти ввел меры жесткой экономии, что позволило восстановить кредитоспособность страны, и инициировал несколько структурных реформ - пенсионную, трудового законодательства, энергетики".
Простой способ борьбы с олигархами
"Олигархическая система обречена - и в политике, и в экономике… Строить какую-то "антиолигархическую" стратегию бессмысленно. Нужно просто проводить рыночные реформы - выравнивать правила игры, устранять льготы и привилегии, которыми пользуются "избранные". Что видишь, то и делай - первое, второе, третье, четвертое".
Кто должен руководить страной
"Парламентско-президентская модель неэффективна. Украина не может позволить себе двигаться вперед черепашьими темпами, пока две "ветви" исполнительной власти стараются сбалансировать свои интересы… Ключевые игроки - президент, парламент, оппозиция - должны проявить политическую волю и определиться с государственным устройством страны: Украина - это президентская республика или парламентская".
Почему так важна приватизация
"Государственные компании - один из главных источников коррупции, одолеть которую без приватизации не сможет никакое антикоррупционное бюро - ему просто не хватит глаз и рук. Без приватизации - какой бы распрекрасный закон о госслужбе мы ни приняли - мы все равно получим аппарат, который будет заниматься тем же, что и раньше - коррупционными схемами, пусть и в несколько изменившейся системе координат. Государство должно оставить себе только небольшое количество стратегических компаний, деятельность которых связана с обеспечением национальной безопасности".
Как побороть коррупцию
"Если для этого нужно проводить аресты в прямом эфире, как было с главой Госслужбы по чрезвычайным ситуациям Сергеем Бочковским, которого задержали прямо на заседании правительства, - значит, так тому и быть. Главное только, чтобы такие дела доводились до конца. Одновременно необходимо устранять основы коррупции, сокращая присутствие государства в экономике и общественной жизни. При этом нужно усиливать государство там, где речь идет о его базовых функциях, - прежде всего в правоохранительной системе".
|
Как найти честных судей
"Есть два пути. Один - всех судей сразу уволить и набрать новых с помощью тестирования и конкурсов. Другой - очистить судебную власть поэтапно, используя конкурсные процедуры для одновременного отсева старых и найма новых судей. Решение уволить всех - простое, оно понятно широкому кругу людей. Но это лукавый лозунг… Запустив постепенную очистку системы, параллельно мы должны создавать фильтры, обеспечивающие ее постоянную очистку - конкурсные процедуры назначения на должность, изучение досье и истории вынесенных решений, проверка деклараций о доходах и имуществе".
Какой должна быть зарплата у госслужащих
"Мой предпринимательский и управленческий опыт подсказывает: для того чтобы страна быстро менялась, этим должны заниматься сильные управленцы. Но они не могут зарабатывать в аппарате на порядок меньше, чем в частном секторе. На 30%, на 50% - да, но не в 50 раз меньше. Иначе возникает вопрос, а что они вообще забыли на госслужбе... Чтобы на первых порах, в течение года-двух, оплачивать труд особо ценных сотрудников, считаю разумным создать специальный фонд на деньги доноров".
Как платить налоги
"Цель налоговой реформы - максимальное упрощение налогового учета и снижение номинальной ставки налогообложения трудовых доходов с нынешних 50+% до 20 %. Для бедных ставка подоходного налога должна быть снижена до нуля. Амнистия налоговых правонарушений позволит подвести черту под периодом, когда неуплата налогов была нормой делового оборота и зачастую единственным способом спасти бизнес от разорения. Этот акт закроет страницу "холодной войны" между государством и бизнесом, между налогоплательщиком и безответственной бюрократией "старой Украины"… Для успеха такой реформы одного снижения ставок по определению недостаточно. Необходимо выполнить еще два условия: гарантировать бизнесу неизменность налоговых правил на обозримый период (настаиваю на том, что Украина должна принять закон, аналогичный грузинскому Акту экономической свободы, который ограничил возможности властей увеличивать налоги и наращивать долг) и обеспечить неотвратимость наказания для тех, кто не хочет играть по правилам".
Как спасти медицину и образование
"Чтобы образование (прежде всего высшее) и здравоохранение вышли из перманентного кризиса, мы должны "задействовать в этих сферах рыночные механизмы".
Какими должны быть тарифы на ЖКХ
"Цены на электроэнергию, газ, воду должны быть приведены к рыночному уровню. Это даст толчок инвестициям в энергосбережение и потянет за собой смежные отрасли".
Что делать с землей
"Необходимо как можно скорее запустить земельный кадастр, после чего рынок земли должен быть либерализован, а земля - стать товаром. Возможно, первый шаг должно сделать государство, выставив на продажу часть своих сельскохозяйственных угодий (их у него - миллионы гектаров). Все разговоры о том, что земля - это национальное достояние, которым нельзя разбрасываться, я считаю безответственной болтовней".
Как привлечь инвестиции
"Мотором украинского экономического чуда могут быть только частные инвестиции. Без массированного притока иностранного капитала, выражающегося не только в деньгах, но и в талантах, лучших практиках и технологиях, возвращение Украины в Европу, сближение жизненных стандартов украинцев и европейцев так и останется мечтой… Украина должна стать простой для ведения бизнеса юрисдикцией Центральной и Восточной Европы - с минимальным регулированием и максимально простыми правилами для экспортеров и импортеров".
Какие рынки нужно завоевывать
"Главным драйвером экономического роста для Украины должен стать рынок Европейского союза. Мне близка мысль Бендукидзе о том, что в ближайшие годы украинские компании могут потеснить на европейском рынке китайских конкурентов".
Украинская армия
"Военное строительство - долгосрочный проект, и здесь Украине потребуется и политическая воля, и максимальное усвоение лучших иностранных практик. Нам нужна профессиональная армия с большим мобилизационным потенциалом. Наиболее близкой Украине считаю израильскую модель".
Как жить с Россией
"До появления в России консолидированной демократии, которая отринет имперский образ мышления, пройдет еще не одно десятилетие. Тем не менее задуматься о формировании платформы для примирения ответственные украинские политики должны уже сейчас. Украина не воюет с российским народом. Украина защищает себя от агрессии со стороны режима, который, эксплуатируя исторические мифы, лишает будущего прежде всего собственный народ".
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТОВ
Андрей Садовый, городской глава Львова:
- Книга Бориса Ложкина - это возможность увидеть аналитический взгляд на современную историю страны с уникального ракурса. Опыт успешного медиаменеджера и бизнесмена, который всегда пытался держаться в стороне от украинской политики, вступает в мировозренческий конфликт с реалиями украинской политической и государственной машины. От того, что победит - здравый смысл или политическая целесообразность - зависит, насколько быстро мы пройдем кризисное время.
Андрей ГЕРУС, бывший член НКРЭКУ:
- Есть ли вопросы к Ложкину как к главе АП? Конечно, есть. Но нужно понимать, что глава Администрации президента имеет широкие возможности советовать первому лицу, но узкие рамки - самостоятельно принимать решения.
А Петр Алексеевич все решения принимает сам. Склонность к микроменеджменту, а не к фокусировке на стратегически важной вещи, к сожалению, есть. Этого в книжке, думаю, не прочитаете.
Владимир ФЕСЕНКО, глава Центра прикладных политических исследований "Пента":
- Для чего же Борису Ложкину понадобилась эта книга?.. Это попытка определиться (и в своей личной мотивации, и для страны как ее гражданину) - куда и как двигаться дальше? Это принципиальный вопрос не только для него, а для всего его поколения, которое профессионально и граждански формировалось уже в независимой Украине и несет прямую ответственность за будущее своей страны. Это и вопрос самоопределения для той когорты людей, которых сейчас принято называть технократами. А Ложкин принадлежит именно к их числу.
Сергей ГУРИЕВ, профессор экономики университета Science Po, Париж:
- Это политический манифест новой украинской нации и честный рассказ ключевого участника текущих событий в Украине. В конце концов это и уникальный исторический документ.
ГОВОРЯТ ПОЛИТИКИ
Леонид КУЧМА, президент Украины
(1994-2005 гг.):
- Скажу откровенно: поначалу я планировал просто ознакомиться с рукописью и высказать свои замечания. Однако когда прочел рукопись до конца, то принял решение "благословить" ее на публикацию. Хотя далеко не все изложенные в книге позиции разделяю.
…Интересны высказанные в книге мысли относительно будущего страны. Разделяю обеспокоенность автора судьбой проводимых в стране реформ. Полностью поддерживаю его позицию о необходимости "собрать сильную команду реформаторов". Ведь успех реформ - это прежде всего вера руководства страны в эти реформы, политическая воля для их реализации, компетентная и решительная команда реформаторов, а также приоритет государственной позиции.
Александр КВАСЬНЕВСКИЙ, президент Польши
(1995-2005 гг.):
- Украинские лидеры, пришедшие во власть после Евромайдана, столкнулись с невероятными вызовами. Борис Ложкин - безусловный участник этой команды. Он рассказывает историю, в которой сам принимал непосредственное участие. Те, кто высоко оценивают важность Украины для Европы и мира, сегодня хотят изучить эту уникальную перспективу.
Джордж СОРОС, миллиардер, меценат:
- В своей книге Борис Ложкин доказывает, что Европе нужна Украина не только для того, чтобы защитить ее от угрозы, исходящей от путинской России, но и для возрождения духа европейской солидарности.
Жозе Мануэль БАРРОЗУ, председатель Еврокомиссии
(2004 - 2014 гг.):
- Последние годы стали решающим для Украины временем. Борис Ложкин был ключевым игроком в числе вновь избранных лидеров, призванных привести Украину в Европу, но им пришлось столкнуться с внешней агрессией, надвигающимся экономическим коллапсом и крайне тяжелым "наследством".
Михаил СААКАШВИЛИ, глава Одесской областной госадминистрации:
- Это энциклопедия здравого смысла по Украине. Книга содержит главные постулаты, с которыми я согласен на все 100%, - государство должно быть маленьким, но эффективным, госрасходы и налоги нужно сокращать, землю и госпредприятия - продавать, систему - упрощать. Украина должна стать открытым обществом.
ЛИЧНЫЙ ВЗГЛЯД
Сергей АЛЕКСАШЕНКО, экономист:
- О тех проблемах и развилках, с которыми сталкивается Украина, о том наследии, которое страна получила от Советского Союза и от предыдущих пары десятилетий. О том, как за последние два года благодаря импульсу, полученному от Евромайдана, благодаря людям, которые готовы жертвовать своим материальным благополучием и профессиональной карьерой, медленно, со скрипом меняется украинская государственная машина, как она начинает больше думать о том, как решить проблему, а не как задвинуть ее в долгий ящик. И о том, какими непростыми стали отношения с восточным соседом, с моей страной, с Россией, из-за того что российский президент и его окружение посчитали возможным оторвать у Украины Крым и развязать кровопролитную войну на востоке Украины, в ходе которой погибли тысячи украинцев и русских…
Борислав БЕРЕЗА, народный депутат:
- Что-то среднее между попыткой автора рассказать свою историю через призму событий до и после Майдана и попыткой объяснить, чем заняты АП и Порошенко. Попытка разобраться, как мы очутились в Украине образца 2016 года, о роли государства, общества и личности. И варианты выхода. Но главное - это озвучивание позиции по многим проблемным для Банковой вопросам. От Иловайска до Липецкой фабрики. От коррумпированности судей до Саакашвили. Есть и глава, посвященная дальнейшим взаимоотношениям с Россией.
…После прочтения у меня двойственное чувство. Мне понравились отсылки к идее нового общественного договора. Это то, о чем я давно говорю, и это то, что в Украине придется озвучить, если мы хотим построить сильное государство, а не реставрировать старое. Быть может, именно в спорах мы родим новую Державу. Беда лишь в том, что дальше разговоров о новом общественном договоре дело не движется.
Рекомендую почитать хотя бы для того, чтобы понять, в какой системе координат мы живем.
Антон ГЕРАЩЕНКО, народный депутат, советник министра МВД:
- Есть территория, которую 23 года просто грабили представители тех или иных олигархических кланов, прикрываясь громкими политическими лозунгами и подконтрольными средствами массовой информации.
Борис Ложкин в своей книге поднял одну очень важную и пока не решенную проблему гражданского общества в Украине: "за 24 года Независимости мы уже хорошо научились объединяться "против" чего-либо или кого-либо. Но не научились объединяться "за".