В ходе отчета правительства Яценюк поведал, в каком состоянии он принял страну: в долгах, без денег на казначейском счету, не было чем платить зарплаты и пенсии, бюджет был разбалансированным. Худо-бедно за последний год ему удалось все это стабилизировать – такой вывод напрашивается у любого, кто слушал выступление премьера. Однако эксперты этого оптимизма не разделяют.
- Яценюк принял страну с резервами в 17,8 млрд долларов на январь 2014 года, а довел до 5,6 млрд в феврале 2015 года, набрал денег в МВФ (на сегодня $13,4 млрд.), которые нельзя использовать для стабилизации гривны, - приводит цифры заместитель руководителя ОО "Публичный аудит" Андрей Вигиринский. - Профицит на казначейском счету образован за счет инфляции (78% за два года) и девальвации (+250%).
Что касается долга, продолжает Вигиринский, то реструктуризация - это не списание долга, а лишь отсрочка его выплаты. И хотя в 2015-2016 долг не будет давить на платежный баланс, правительство не обеспечило, чтобы экономика страны в течение этих "льготных лет" работала и развивалась. Значит, внутреннее производство не продуцирует деньги, налоги, дивиденды, которыми эти отсроченные долги будут возвращать. Впрочем, говорит эксперт, Яценюк так далеко не заглядывает, рассчитывая, что к моменту возврата долгов его в этой стране не будет.
Что касается социальных стандартов, то, говорит Вигиринский, об их росте на 13 и 19% правительству позволила говорить исключительно инфляция в 78%. Даже при наличии судебного решения потребительская корзина не пересматривается. И это притом, что ее стоимость только с учетом роста цен составляет по меньшей мере 3 тыс. грн., а составляющие потеряли актуальность лет 10 назад.
В своем отчете Яценюк помянул и военнослужащих. Дескать, в прошлом году правительство пошло по пути повышения социальных стандартов и заработных плат для украинских военнослужащих, которые несут службу в зоне АТО. А в текущем году удалось найти средства на то, чтобы удвоить размер денежного обеспечения для украинских Вооруженных Сил.
- Учитывая уровень дезертирства в армии, которое, со слов Матиаса достигает более 20 тыс. военнослужащих, учитывая, что кормильцы семей выполняют свой долг перед отечеством, а члены их семей чувствую каждый день на себе "эффективность" экономической политики правительства, оплачивая счета и покупая продукты, было бы вершиной цинизма не повышать выплаты военнослужащим, - говорит Вигиринский. – Но здесь но нужно задать вопрос Яценюку: повышенные ставки, эквивалентные $250-400 – это справедливо для людей, которые рискуют жизнью, остались без семьи, получают увечья? Это то, чем стоит хвастаться? Это достаточный компенсатор отсутствия отца в семье?
Что касается старой песни о субсидиях, то она популярна исключительно из-за непонимания людей, считает Вигиринский. Субсидии - это то же дотирование "Нефтегаза" и других монополистов только путем другого механизма. Но повышение тарифов при отсутствии качественного учета, пересмотра норм потребления, перетряхивания инвестиционных программ, расходов монополистов, не только не решило проблему, но и еще больше усугубило ее – оказалось, что 5 млн. семей не в состоянии платить! Если продолжать выполнять реформы в таком же ключе, то лучше не нужно.