Скандал с Абромавичусом и Кононенко лишний раз засвидетельствовал, что в украинской политике и чиновничьем корпусе продолжает действовать неофициальный институт "серых кардиналов", или, как просто говорят в народе, "решал". "Преступный режим" вроде бы ушел, но кулуарные интриги продолжают оставаться главным инструментом влияния на отечественную политику и бизнес.
При нынешней массе политических и финансовых проблем этот тип "подземных" деятелей политики будет еще долго оставаться востребованным. Недостаток украинских законов, бесконтрольность в использовании бюджетных средств еще надолго обеспечат им не только хлеб с маслом, но и более весомые дивиденды.
Поэтому сейчас в стране это явление цветет махровым цветом с самых низов и до верхов. На местах это могут быть депутаты местных советов, их помощники, чиновники всех мастей, обличенные хоть какой-то, но властью и доступом в нужные кабинеты. Сфера их деятельности - самая распространенная: от получения квартиры, решения земельных вопросов до нужного "распределения" местного бюджета. Вверху - вопросы помасштабнее. А уж сколько стоят "решалы" самого высокого пошиба, и представить себе трудно. Как говорил один чиновник из популярного сериала, "на своем посту я всегда смогу заработать миллион (долларов)".
В парламенте даже существуют расценки для лоббирования того или иного нужного решения, которые, по неофициальным свидетельствам многих депутатов, не имеют верхней планки.
Откуда берутся кулуарные стратеги и тактики? Как правило, это счастье они получают благодаря своим связям - родственным, школьным и бизнес-связям. Росли в одном дворе, учились в одной школе-вузе, вместе служили в армии, крестили детей, комсомол, общий бизнес и прочее. Раньше это называлось "семья". Сейчас это слово не употребляется, но как явление оно все же осталось. А помимо этого представители крупного бизнеса всегда ищут рычаги влияния на власть, что также создает благодатную почву для теневых генералов.
Политика
Одной из самых распространенных сфер деятельности подобных "решал" является обеспечение нужного голосования, а попросту - скупка голосов, формирование списков партий и прочее. Например, на носу парламентские или местные выборы, под которые формируются партийные списки кандидатов. Как это делается? Несмотря на то что в последнее время стала популярной идея первичного праймериз возможных кандидатов среди избирателей, конкретное наполнение списка зависит исключительно от этих самых "серых кардиналов". А тут уже все обусловливается их личными предпочтениями - насколько человек состоятельный, лоялен к руководству. А к тому же при помощи таких людей можно существенно пополнить как партийную, так и собственную кассу. Скандалы со скупкой голосов и распределением партийного списка с завидной регулярностью сотрясают украинский политикум.
Тот же Игорь Кононенко в конце января этого года заявил о необходимости создания следственной комиссии по политической коррупции в парламенте.
- В последнее время, особенно в связи с принятием изменений в Конституцию, распространяется все больше слухов о торгах за голоса депутатов, - пояснил свою инициативу сам Кононенко.
Кадровые вопросы
Распределение парламентских комитетов, мест в исполнительной власти и прибыльных госпредприятий является еще одной сферой деятельности "серых кардиналов". И Игорь Кононенко далеко не первый, кто был вовлечен в подобные скандалы. Не секрет, что в стране еще остались весьма лакомые для определенных финансовых кругов сектора отечественной экономики. Чтобы получить доступ к их финансированию, нужно поставить своего человека во главе ведомств, которые их курируют. А для этого нужно согласие на самом высоком уровне, которое и обеспечивают "теневые генералы". Вот они и протаптывают дорожку от офисов олигархов к властным кабинетам.
Принятие нужных законов и распил бюджетных средств
Но добыть министерский портфель для своего человека - это только половина решения проблемы. Для полного успеха дела необходимы еще и нужные законы. В парламенте по этому поводу даже существует целый прейскурант на услуги депутатов - от написания депутатского запроса до беспрепятственного входа парламентария в любой властный кабинет. Но это в основном касается малозначительных законопроектов. Принятие нужных законов бюджетного, налогового уровня могут обеспечить только партийные "генералы". Это "искусство" было доведено до самого высокого уровня при предыдущей власти, но и нынешние "серые кардиналы" с успехом используют данную практику. А в парламенте этого созыва, по словам некоторых депутатов, появилась новая практика работы таких "решал". И сейчас платят не столько за голоса, сколько за то, чтобы голосование не прошло, чтобы депутаты вышли из зала на время рассмотрения "ненужного" закона.
Тендеры и госзакупки
Это вообще Клондайк для предприимчивых "решал". Например, та или иная фирма пытается получить бюджетные деньги через тендеры и госзакупки. Организовывается ряд фиктивных предприятий, которые создают видимость конкурса. Но потом именно эта фирма выигрывает его не без помощи "решал", которые могут влиять на исход тендера.
А КАК У НИХ?
|
В США бывшие чиновники не могут "проталкивать" законы
В отличие от Украины, на Западе лоббизм законодательно регулируется и четко разведен с коррупцией. Законный лоббизм - это петиции, письма, публикации, обращения, которые открыто позволяют влиять на позицию власти в решении тех или иных вопросов. Хотя и там еще остались неформальные методы достижения цели - подкуп и давление, но они жестко караются законом.
В США лоббизм фактически рассматривается как одно из фундаментальных и конституционных прав личности. Например, в лоббистской индустрии Вашингтона работает в пять раз больше людей, чем в производстве.
В 1995 году был принят Закон о раскрытии лоббистской деятельности (LDA). Закон называл лоббистом любого, кто за трехмесячный период получает свыше 2,5 тысячи долларов за свои лоббистские услуги и уделяет лоббизму более 20 процентов своего времени. Компании и частные лица, занимающиеся лоббизмом, должны зарегистрироваться в Конгрессе и отчитываться о своей деятельности.
Для сенаторов, покинувших свой пост, предусматривается двухлетняя пауза перед тем, как они могут сами начать заниматься лоббистской практикой. Высокопоставленным чиновникам пожизненно запретили лоббистскую деятельность в той сфере, которую они курировали во время работы в правительстве. Лоббистам запретили предлагать членам Конгресса подарки, принятие которых нарушает этические нормы.
По официальным данным Конгресса США, в Вашингтоне в 2013 году было зарегистрировано более 11 тысяч лоббистов. По информации The Washington Post, за первые девять месяцев 2013 года совокупная выручка десяти самых прибыльных лоббистских организаций в США превысила 168 миллионов долларов.
В третьем квартале 2013 года Facebook потратил на лоббистов 1,4 миллиона долларов, Apple - 960 тысяч, Google - 3,4 миллиона, а Microsoft - 2,2 миллиона долларов.
В Великобритании с 1994 года работает специальный Комитет по стандартам публичной сферы, отвечающий за взаимоотношения между лоббистами и представителями государственной власти. В парламенте Великобритании существует документ-реестр со сведениями об интересах членов парламента, содержащий подробные сведения о деятельности, касающейся договоренностей, заключенных с консультантами, представителями юридических фирм и лоббистских организаций.
Во Франции действует Ассоциация советов по лоббизму, призванная ввести в определенную систему отношения государства и представителей заинтересованных групп.