Неопределенность в вопросе принятия изменений в Конституцию в части децентрализации заставляет власть искать новые способы решения этой проблемы. Позиция западных союзников изменилась, и они настаивают, чтобы Украина выполняла Минские соглашения, не дожидаясь ответных шагов. В ответ Киев подготовил ряд запасных вариантов для маневра в дипломатических переговорах по Донбассу.
Вариант №1
Затягивание принятия изменений в Конституцию. Вторая сессия парламента 31 августа прошлого года под аккомпанемент взрывов гранат в первом чтении приняла изменения в Конституцию в части децентрализации. Окончательное принятие этих изменений должно было быть проголосовано 300 голосами уже на нынешней - третьей сессии парламента, которая заканчивает свою работу 2 февраля. В противном случае процесс изменения Конституции считался бы сорванным и должен был рассмотрен заново на следующей - четвертой очередной сессии Верховной Рады.
Но изменения так и не были приняты, потому что 51 народный депутат обратился в Конституционный суд с просьбой разъяснить, какой считать "следующую очередную сессию" - нынешнюю третью или Конституцией можно будет заниматься и на четвертой сессии?
Цель:
Затянуть время, обойти дедлайн принятия изменений в Конституцию и избежать обвинений в срыве Минских соглашений. Дескать, это не депутаты застопорили процесс, а возникли правовые коллизии при принятии изменений, которые нужно устранить. И хотя 29 января КС начал рассмотрение этого обращения, но закон не торопит его с вердиктом, что дает передышку и временной люфт для Киева в переговорах по Донбассу.
Другим подвидом этого варианта продолжает оставаться возможность проведения всеукраинского референдума по внесению изменений в Конституцию, который также позволит затянуть время для того, чтобы убедить западных партнеров в необходимости поддержать позицию Украины в ходе выполнения Минских соглашений.
Вариант №2
Узаконить принятие изменений в Конституцию вне ранее озвученных сроков. Не дожидаясь решения Конституционного суда, парламент в экстренном порядке изменил свой регламент. Новые правила позволяют принимать изменения в Конституцию на любой сессии парламента вместо следующей после первого чтения. Их тут же подписал Петр Порошенко, они были опубликованы в "Голосе Украины" и уже вступили действие.
Что говорит новая версия регламента ВР:
Парламент позволил себе продолжить рассматривать изменения в Конституцию на четвертой сессии, которые были приняты в первом чтении еще во время второй сессии 31 августа. Если, конечно, президенту Петру Порошенко удастся убедить в этом 300 народных избранников. А начавшиеся с парламентскими фракциями торги вокруг министерских портфелей свидетельствуют, что такой консенсус может быть найден.
Цель этого варианта:
Киев дает понять Западу и России - процесс внесения изменений в Конституцию не прерван и может быть принят в любой время на четвертой сессии парламента, которая начнется 2 февраля и продлится до начала осени 2016 года.
Для чего это делается:
Это инструмент влияния на переговорный процесс по Донбассу. Киев таким образом пытается застолбить поле для маневра в переговорах с Западом и Россией по Донбассу. 1 февраля президент Петр Порошенко едет с рабочим визитом в Берлин, где будет согласовывать с Ангелой Меркель дальнейшие варианты выполнения Минских соглашений. Если Европа в лице Меркель потребует в первую очередь принять децентрализацию, провести выборы и признать особый статус Донбасса, то украинский президент может сослаться на рассмотрение этого вопроса в КС, принятие решения которого может растянуться на неопределенное время. Хотите децентрализацию - помогайте восстанавливать украинский контроль над оккупированными территориями. А нет - мы ждем решения Конституционного суда.
А если Петру Порошенко удастся убедить Европу признать первичным восстановление украинского контроля над "ЛНР" и "ДНР", то измененный регламент позволит принимать изменения в Конституцию в существующем виде в самое ближайшее время.
МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ
Вадим КАРАСЕВ, политолог:
- Смена регламента - это сигнал, что мы не срываем и не собираемся срывать Минские соглашения. Не будет никакого обсуждения изменений в Конституцию по новому кругу, их принятие просто откладывается. А Петр Порошенко стремится получить более четкие гарантии от Запада по поддержке Украины. Он едет в понедельник в Берлин на встречу с Меркель, где попытается получить ответ на вопрос: мы принимаем децентрализацию, а что дальше? Ведь сейчас нет никакой уверенности в том, что с принятием Украиной поправок в Конституцию другая сторона будет выполнять свою часть обязательств. И на этот вопрос должны ответить Меркель с Путиным.
Виктор НЕБОЖЕНКО, политолог:
- Обращение в Конституционный суд и смена регламента в корне противоречат друг другу. Оказывается, депутаты не понимают очевидное значение слова "очередность" сессий! А поскольку от КС, судя по всему, не стоит ожидать каких-то кардинальных решений, то парламент пошел другим путем - изменил регламент и дал себе право рассматривать сроки изменений в Конституцию по своему усмотрению.
И это, конечно, элемент влияния на переговоры по Донбассу. Теперь Киев может сказать Москве, Европе и США: несмотря на то что сейчас нет 300 голосов, их можно будет собрать на следующей сессии, Конституцию можно менять по упрощенному сценарию. Тем не менее этот процесс может затянуться до осени. А там все будет зависеть от того, у кого первого сдадут нервы.