Предыдущий год ВВС был ровно 10 лет назад и запомнился масштабными учениями "Чистое небо - 2006". Вот и теперь военные обещают много учений. А кроме них, по словам заместителя командующего ВВС Валерия Романюка, планируется восстановить вооружение и военную технику противовоздушной обороны, а также предпринять совершенно необходимые бюрократические шаги - провести реорганизацию и повысить эффективность.
Тем временем специалисты на местах давным-давно ждут обновления ракетной- и авиатехники (не забываем: в ВВС входит не только авиация, но и ракетные, зенитные и радиотехнические войска, а также отдельные разведывательные, инженерные и другие подразделения). Сколько же денег нужно, чтобы защитить наше небо?
- Скажем так: общий оборонный бюджет Украины, а это 100 миллиардов гривен, - капля в море даже для поддержания одних Воздушных сил, а для армии - тем более. Такой суммы хватает лишь на текущие расходы. А чтобы обновить материальную базу, необходимо минимум десяток лет выделять хотя бы по столько же, - прикидывает бывший заместитель министра обороны Анатолий Лопата.
Его арифметика такова: потребность Украины - 120 новых боевых машин. Средняя стоимость каждого самолета - 10 миллионов долларов, а суперсовременный - и того дороже: стоит 80-150 миллионов "зеленых". Это уже минимум 1,2 миллиарда долларов. А еще нужно готовить специалистов. Каждый курсант летного училища обходится стране в 7 миллионов долларов. Если брать по два человека на самолет, еще набегают добрые 1,7 миллиарда баксов. При этом нужно добавлять расходы на топливо, ремонты и прочие важные вещи.
Лопата утверждает: государство в состоянии вывести авиацию из печального состояния собственными силами. Возможности отечественных конструкторских бюро позволяют, производственные мощности тоже есть. Главное - задать правильные новые стандарты и чтобы деньги доходили до конечной точки в полном объеме.
Точное количество наших военных вертолетов и самолетов Минобороны не называет, однако, если верить открытым источникам, их относительно немного. Хотя, по информации специалистов, после распада СССР за Украиной остались 2500 боевых машин. Все они преимущественно 1970-х годов выпуска. Естественно, большая часть уже вышла из эксплуатации. Последние несколько самолетов армия получила в 1990-х.
Для сравнения: авиация северного соседа намного масштабнее и новее. К примеру, бомбардировщик СУ-24, который у нас считается одним из лучших, в РФ к 2020-му вообще собираются списать с вооружения. Там флагманы авиации - многоцелевой истребитель СУ-30 и истребитель-бомбардировщик СУ-34.
Другой наш сосед - Польша - вовсю пользуется американской техникой. Советские СУ-22 и МИГ-29 тоже есть, но их успешно модернизируют.
ЧЕМ ВООРУЖЕНА УКРАИНА
Истребитель МИГ-29
Предназначен для поддержки сухопутных войск на поле боя и уничтожения наземных и морских целей с воздуха.
Бомбардировщик Су-24М
Предназначен для нанесения ракетно-бомбовых ударов в простых и сложных погодных условиях, днем и ночью, с малых высот по наземным и надводным целям.
Вертолет Ми-8МТ
Транспортный вертолет.
А ЧТО У НИХ
РОССИЯ
СУ-34
Истребитель-бомбардировщик
ПОЛЬША
F-16C
Легкий истребитель четвертого поколения, самый распространенный боевой самолет в мире. Разработан в США.
Фото: mil.gov.ua, Кристина Бражникова, Википедия, УНИАН