Время "Ч" все ближе: уже с воскресенья авиасообщение между Украиной и Россией будет приостановлено. Ранее Госавиаслужба подсчитала потери обеих сторон. Оказалось, что всего авиация РФ имела 135 еженедельных разрешений на полеты в Украину, а отечественные авиакомпании совершали в Россию 39 рейсов в неделю. Так что предположительные потери перевозчиков составят $120 млн. и $50 млн. соответственно.
На возобновление полетов до 1 декабря не надеются даже самые отъявленные оптимисты, но и после этой даты воздушное сообщение между Украиной и Россией остается под большим вопросом.
- Хозяйственные субъекты всегда могут между собой договориться, но вопрос не в этом, - говорит транспортный эксперт Василий Шевченко. – На мой взгляд, подобный шаг назад будет означать стратегический провал Украины, ведь нынешнее решение выглядит вполне логичным: странно летать в страну, с которой воюем. Что касается убытков украинских авиакомпаний, то, думаю, больших угроз здесь нет. Они легко компенсируют потери с российского направления на дальних маршрутах – в США, Канаду, Юго-Восточную Азию.
Что касается потерь аэропортов, в частности, аэропорта "Киев", то, говорит Шевченко, он просто займет свою нишу – скажем, коммерческой авиации. Как известно, в Жулянах слишком короткая полоса, и он не рассчитан на взлет самолетов на дальние расстояния.
Противоположного мнения придерживается эксперт в сфере транспорта, экс-заместитель министра инфраструктуры Александр Кава, который уверен: если полеты между Россией и Украиной не возобновятся, избежать потерь аэропортам не удастся.
- Для украинских международных аэропортов российское направление было ключевым, - поясняет эксперт. – Поэтому, чтобы компенсировать убытки, аэропортам придется оптимизировать персонал и можно ожидать, что сокращения штатов будут довольно существенными.
Сложившаяся ситуация негативно ударит и по бизнесу авиакомпаний. Ведь помимо всего прочего Россия являлась еще и поставщиком транзитных пассажиров в Европу и Северную Америку.
И, разумеется, с большими неудобствами столкнутся пассажиры, о которых у нас, как водится, думают в последнюю очередь.
- Во-первых, из-за вынужденных пересадок рейсы на Москву станут в полтора-два раза дороже и затянутся во времени, - говорит Александр Кава. – Во-вторых, пострадают пассажиры, летающие в направлении Азиатско-Тихоокеанского региона. Ведь "Аэрофлот" предлагал не только низкие цены, но и удобные стыковки. А теперь пассажирам придется лететь через Стамбул или Европу, что добавит к времени полета 6-7 часов и взвинтит цену на билеты.
Что касается того, какова вероятность возобновления воздушного сообщения между нашими странами до конца года, то эксперт напоминает: это вопрос сугубо политический. И выход из ситуации зависит исключительно от политиков, которые принимали решение о запрете полетов. Других препятствий нет.