7 ноября
Загрузить еще

Эксперты об уроках патриотизма: "Авторы идеи хорошо изучали научный коммунизм"

Эксперты об уроках патриотизма:
Фото: Патриотом быть нужно, но не за счет превратного толкования истории. Фото: Дмитрий Путинцев

На чьих примерах должны расти молодые украинцы? Разумеется, на примерах своих героических прадедов. Это в любой стране и в любые века. Мы не исключение: президент Петр Порошенко подписал указ "О Стратегии национально-патриотического воспитания детей и молодежи на 2016-2020 годы". Одна беда - с годами герои меняются.

Общество не может без идеологии

У экспертов, опрошенных "КП" в Украине", идея о патриотическом воспитании вызвала одобрение. Но вот методы ее воплощения... 

Фото: УНИАН 

- Общество без идеологических ценностей существовать не может. Это нонсенс. И этическое воспитание молодежи - естественная функция государства. Однако такое воспитание - довольно сложный процесс, в котором трудно выдержать правильный баланс. Если на каждом шагу установить колонки, из которых будут вещать патриотические призывы, через три дня любого нормального человека от них будет тошнить, - считает профессор Института социальной и политической психологии академии педагогических наук Вадим Васютинский. - Если этот процесс пустить на самотек, то в разных регионах он будет проходить по-своему. Похожие проблемы мы имеем и сейчас в формате восток-запад. К примеру, учебники по истории в стране одинаковы, но во Львове и Харькове методика преподавания истории существенно отличается.

Конфликт поколений

Перегибы в идее национально-патрио­ти­ческого воспитания как обязательного пункта в обучении, по мнению специалистов, могут спровоцировать сразу несколько противоречий. Хотя бы тот же конфликт поколений. 

- Подобный подход к трактовке патриотического воспитания наверняка уже вызывает противоречия среди поколений. Вспомнить хотя бы декоммунизацию, из-за которой многие люди, воспитанные на старых идеалах, чувствуют себя обиженными и ненужными, - говорит преподаватель психологии Киевского университета им. Драгоманова Илона Рашковская. 

Правозащитник Семен Глузман, семь лет отсидевший в советских лагерях за диссидентство, отмечает, что изучать историю своей страны и идеологизировать, идеализировать ее - это разные понятия.

Фото: Валерия ЧЕПУРКО 

- Княжеские времена - это сплошные межусобицы, а крестьянские бунты превращались в страшную резню, где первыми жертвами становили поляки и евреи, - говорит Глузман. - История диссидентства тоже очень неоднозначна. Я не знаю, как будут ее подавать детям, но я не хочу, чтобы вместо дедушки Ленина появился дедушка Стус или дедушка Бандера. В младших классах это еще может быть воспринято, но в средних и старших пойдет внутреннее сопротивление и отторжение, как у советских школьников. Тем более что сейчас много интеллигентных и просвещенных семей, которые в состоянии сами дать оценку историческим событиям. 

Даже у Шолохова не все так однозначно 

Еще одна проблема, даже более острая, чем конфликты в семьях, - большая вероятность однобокости в воспитательных процессах. 

Фото: УНИАН 

- В Советском Союзе из-за патриотического воспитания получалось, что "красными" были все, а если кто и не был, то очень хотел ими стать. Но прочитав даже того же Шолохова "Тихий Дон", можно увидеть, насколько острой была борьба и как все на самом деле было непросто, - говорит историк Юрий Топчий. - Сейчас мы снова видим перекос - у нас все "красные" пришли из Москвы и Харькова. Да ничего подобного. Юрий Коцюбинский, сын писателя Михаила Коцюбинского, командовал войсками Красной Армии и воевал против националистических армий. И Щорс был, и Таращанский полк был, и Богунский полк был. Но есть такая тенденция - или так, или сяк. Не научились мы пока баланс соблюдать.

С ним согласен и правозащитник Семен Глузман.

- В начале 90-х, когда Украина переживала первые месяцы независимости, знакомый чиновник Минобороны, неплохой, кстати, человек, совершенно искренне попросил меня: "Семен Фишелевич, помогите создать программу обучения и переобучения советских офицеров так, чтобы они выходили после курсов настоящими патриотами". Я тогда не знал, что ему ответить. Не знаю и сейчас… - говорит Семен Глузман. - Ну что ж, мы продолжаем жить в Советском Союзе. Подобную по форме концепцию составил бы Суслов (ведающий идеологией, культурой, цензурой, образованием во времена Брежнева. - Ред.) со своей командой. Такое ощущение, что авторы "Стратегии..." хорошо изучали научный коммунизм, хотя его давно уже не преподают.

Ненависть всегда деструктивна

Несколько уважаемых в области педагогики экспертов отказались комментировать вопрос национально-патриотического воспитания по причине того, что, по их мнению, это нововведение преследует конкретную цель - воспитание ненависти. 

Эксперты сходятся во мнении, что идеальным вариантом было бы изучать две стороны медали, подавать разные версии, уделять равноценное время обоим вариантам истории. Однако, считают специалисты, в современных условиях боевых действий на востоке Украины это вряд ли возможно. И общество, в котором в силу исторических обстоятельств меняется восприятие прошлого, скоро найдет не только новых героев, но и новых врагов. 

Справка "КП"

В нынешней "Стратегии..." ориентир взят на тех, кто бился за "независимость, суверенитет и территориальную целостность государства" в княжеские времена, времена казачества, Сечевых стрельцов, Украинской Народной и Западно-Украинской народной республик, антибольшевистских крестьянских восстаний, Украинской повстанческой армии, диссидентского движения в Украине, а также в революциях 2004-го и 2013-2014-х годов и ныне, в период АТО. 

А КАК У НИХ?

В 2006 году в школах Японии ввели уроки патриотизма, целью которых являлось усиление чувства национальной гордости, достоинства и уважения японских традиций.

В школах Великобритании в 2006 году появился обязательный предмет по основам гражданства, который со временем был заменен на патриотическое воспитание. Это вызвало негодование родителей - 80% из них выступили против, а ученые из Института образования заявили, что ученикам не следует навязывать любовь к Британии, поскольку она имеет "морально неоднозначную" историю, а патриотизм должен преподаваться только как "спорный вопрос".

В Германии же все еще продолжают обсуждать формы и возможные последствия нового проявления патриотизма и используют метод ненавязчивого патриотического воспитания. В этой стране есть программы "Добровольный социальный год" и "Добровольный экологический год", участие в которых помогает молодежи приобщиться к социальным проблемам общества и выработать у себя чувства гражданской ответственности и патриотизма.

Новости по теме: Закон о декоммунизации