1. Курс - на НАТО!
Одно из первых решений парламента - отказ от курса на безблоковую политику Украины. Простыми словами это значит, что теперь мы перестали быть нейтральной страной и у нас нет никаких внутренних запретов быть членами военных объединений. И президент Петр Порошенко как главнокомандующий уже объявил: наша цель в обозримом будущем войти в НАТО.
Однако процесс в любом случае растянется на несколько лет, за которые планируют перевести вооруженные силы на стандарты Альянса. По словам премьер-министра Арсения Яценюка, до момента юридического вступления в организацию Украина должна перестроиться, чтобы логистика нашей армии не противоречила критериям НАТО.
2. Сделали шаг к новой Конституции
В последний день августа депутаты проголосовали в первом чтении за конституционные изменения. Это большой пакет статей о децентрализации и переходные положения, в которых зафиксирован особый статус для Донбасса.
Последний пункт появился в контексте Минских соглашений и говорит о том, что жизнь части Донецкой и Луганской областей определяется особым законом. Сам закон приняли задолго до этого - 17 марта. Он определил, в каких населенных пунктах Донецкой и Луганской областей будет действовать принятый порядок самоуправления. В списке 85 названий - это не только города, поселки и села, но и железнодорожные станции, шахты и даже перекрестки.
Особого статуса требовали представители "ДНР" и "ЛНР", и такая уступка станет самым большим компромиссом, на который готов пойти Киев. Правда, остается одно "но" - Конституция должна пройти еще одно чтение в парламенте и объединить вокруг себя 300 депутатов.
3. Объявили децентрализацию
5 февраля Рада приняла закон "О добровольном объединении территориальных общин". На бумаге закон выглядит безупречно. И цель его благородна и прогрессивна - "сформировать состоятельные, самодостаточные территориальные общины, которые бы обладали соответствующими материальными, финансовыми ресурсами, территорией и объектами социальной инфраструктуры, необходимыми для эффективного выполнения возложенных на органы местного самоуправления задач и функций".
А вот на практике реализация закона хромает. И все из-за несовершенства закона и непонимания на местах, как нужно объединяться.
- Если громады будут объединяться с сильными центрами, где есть мощная экономическая база, то они будут успешными. Если же объединить две бедные громады, то вместе они богаче не станут, - говорит народный депутат Виктор Чумак.
Еще на одну проблему указывает его коллега Михаил Головко: добровольно объединяться села не хотят. Он назвал объединение принудительным и сравнил его с коллективизацией советских времен, когда всех загоняли в колхозы против воли.
4. Деньги для партий - из госбюджета
Теперь государство будет выделять средства на деятельность партийных структур. Закон о финансировании партий сами депутаты называют революционным. Этот взгляд отражен в названии закона: "О предотвращении политической коррупции".
Первые его положения вступят в силу в следующем году, но реальные деньги начнут поступать не раньше 2017 года. Их перераспределят среди партий, которые преодолели трехпроцентный проходной барьер на последних выборах в Раду.
Цена вопроса рассчитывается по формуле: количество избирателей, умноженное на 0,02 процента минимальной зарплаты. Если исходить из выборов 2014 года, то выйдем на сумму 440 миллионов гривен. Ее должно хватить не только на текущую работу, но и на возможность участвовать в парламентских выборах, выборах президента или местных.
Сторонники закона говорят, что теперь лидерам не надо будет проводить бесчисленные встречи со спонсорами или призывать предпринимателей пополнить партийную кассу. Ведь понятно, что просто так "скидываться" никто не будет и каждую потраченную копейку придется отработать, если партия придет к власти.
5. Списание долгов валютным заемщикам
2 июля "Кредитный Майдан" ликовал: депутаты с третьей попытки приняли закон о реструктуризации валютных кредитов. Документ предусматривал, что погашать долги по потребительскому кредиту можно путем "изменения валюты на национальную валюту Украины по официальному курсу Нацбанка на дату подписания кредитного договора". Большинство кредитов украинцы взяли, когда доллар был 5 - 8 гривен.
Петр Порошенко закон не подписал, но и правом вето не воспользовался. Вместо этого обрушил волну критики на народных депутатов. А в начале октября свое слово сказали в МВФ. Украине посоветовали принять новый альтернативный закон. И писать документ поручено не политикам, а банковскому сообществу. На днях Независимая ассоциация банков предложила свой проект закона. Его суть сводится к следующему: конвертация валютных долгов проводится по курсу доллара на день заключения договора конвертации. При этом предусмотрен механизм списания части долга - от 25 до 70 процентов (подробнее на сайте kp.ua). И, что немаловажно, ставка кредита будет зафиксирована на три года.
6. Декоммунизировали всех и вся
Апрель в парламенте прошел под лозунгами декоммунизации. Верховная Рада поддержала предложения правительства об осуждении коммунистического и нацистского режимов, запретив их пропаганду и символику. Закон был выписан так, что декоммунизировать можно было всех и вся. Поэтому спустя две недели депутаты конкретизировали, что попадает под запрет, а что нет. Так, сняли табу с использования советских символов в экспозициях музеев, библиотек, с боевых знамен, наград и медалей. Никаких претензий к использованию советских символов не будет и на кладбищах. Запрет убрали и с документов госорганов, принятых или изданных до 1991 года. То же самое касается и официальной документации учреждений образования и науки, предприятий и госучреждений.
Украинскую декоммунизацию раскритиковали многие международные организации. К примеру, представитель Организации по вопросам свободы СМИ Дунья Миятович деликатно отметила, что нововведения могут негативно повлиять на свободу слова в Украине.
Но закон действует, и его надо выполнять. Как следствие - в Украине идет активный процесс декоммунизации. Переименовываются города: Артемовск Донецкой области стал Бахмутом. Сносятся памятники - только в одном Киеве снесут 105 постаментов советской эпохи. Составлен черный список улиц, которые постепенно меняют название.
7. Ликвидировали комиссию по морали
Идея ликвидировать Национальную экспертную комиссию по вопросам защиты общественной морали обсуждалась не один год. Депутаты прежних созывов тоже хотели распрощаться с ней, но не получалось. Однако 10 февраля Верховная Рада дружно утвердила условия ликвидации ведомства Василия Костицкого.
- На финансирование ведомства за пять лет было выделено 30 миллионов гривен. И это притом, что Нацкомиссия дублирует функции других органов, а ее решения не имеют законной силы, - акцентировала внимание на важности принятого решения народный депутат Ольга Червакова.
К непосредственной ликвидации Нацкомиссии перешли почти через полгода. И 27 мая Кабмин принял соответствующее решение.