7 ноября
Загрузить еще

Можно ли законами победить нарушения во время выборов?

Можно ли законами победить нарушения во время выборов?
Фото: Спокойный и древний Чернигов стал плацдармом для отработки политических технологий перед местными выборами. Фото: Test-off/Википедия

Последний аккорд

В воскресенье жители Чернигова пойдут на избирательные участки. Выборы будут непростыми как для избирателей, так и для кандидатов: бюллетень почти полтора метра, в нем - около 100 фамилий. Тут и тезки, и комики, и комбаты, и громкие имена. Битва за голоса идет уже месяц и, как ни прискорбно, все в худших традициях политического пиара. Гречка, титушки, "социальные договоры" в обмен на голоса... В округе уже и дрались, и обвиняли друг друга во всевозможных грехах.

При этом ни милиция, ни представители Центризбиркома в схватку гигантов не вмешиваются, а только наблюдают. На пресс-конференции глава комиссии Михаил Охендовский разъяснил рамки своих полномочий. Суть его высказываний сводится к следующему: раз черниговские суды не видят нарушений, то и ЦИК умывает руки. Комиссия может объявить предупреждение кандидату и уже это делает. Но сколько бы предупреждений ни выдвинули, снимать с выборов его не будут. Тем более надо помнить, что и сами члены комиссии находятся в подвешенном состоянии: срок их полномочий истек два года назад. Комиссия работает уже девятый год вместо положенных семи лет, и в любой момент их могут сместить.

Дело не в правилах, а в наказании?

Во время следующего избирательного процесса - местных выборов 26 октября - будут работать другие правила. До летних каникул Рада расстаралась и проголосовала за закон о местных выборах. В октябре уже не будут работать правила нынешнего избирательного процесса, основной движущей силой станут не отдельные личности, а партийные объединения. Но поможет ли новый закон уменьшить количество нарушений и остановить подкуп избирателей?

Ни один закон не сможет поставить барьер подкупу избирателей, считает директор Комитета избирателей Украины Алексей Кошель. Чтобы его преодолеть, нужна политическая воля. Возможно, эта фраза набила оскомину, но она все еще остается последней надеждой. Пожалуй, хватило бы двух-трех показательных арестов (можно и в прямом эфире, это сейчас популярно).

- Закон - промежуточный, одноразовый, - говорит Алексей Кошель. - По нему стоит избрать местные органы власти, а потом, в межвыборный период, разработать новую систему и в 2017 году выбирать уже по новому законодательству.

Новый закон - не панацея?

Закон о местных выборах еще не подписан президентом и не опубликован в окончательной редакции, но его уже предлагают менять. Мол, и списан с аналогичного санкт-петербургского закона, и выхолощен депутатскими поправками, и по-настоящему открытых списков в нем нет. А кроме того, несет в себе немало мин замедленного действия. К примеру, в округе может победить один человек. Но если его партия не преодолела проходной барьер, то депутатство ему не светит.

- Я до сих пор не понимаю формулы, по которой будет идти избирательный процесс, - говорит политолог Виктор Небоженко. - Возможно, эксперты и поймут ее после опубликования закона, но до людей донести ее не успеют, поскольку мы очень ограничены во времени. Поэтому получится так, что человек и все его знакомые проголосуют за одних, но в результате подсчетов победят совсем другие.

А пока все сидят в ожидании текста закона, в Чернигове отрабатывают технологии. И если сейчас речь идет об одном регионе, то через месяц велики риски, что они пойдут в народ. 

Ликбез "КП"

Мажоритарная система - это когда в районе или городе выбирают конкретного человека. Ограничений нет, баллотироваться могут все желающие, отвечающие критериям выборов. В Чернигове, к примеру, сначала зарегистрировали 127 кандидатов. Но многие добровольно отказались участвовать, и остался 91 желающий стать депутатом.

Система партийных списков работает так: люди голосуют за определенную партию, и чем больше партия наберет голосов, тем больше ее депутатов пройдет в совет.