Он предложил сделать первый шаг к страховой медицине и отпустить больницы в свободное плавание. Квиташвили презентовал схему, как перевести больницы из полного бюджетного обеспечения в коммунальную собственность, что позволит им самостоятельно распоряжаться бюджетом и кадрами. Лечение, судя по проекту, остается условно бесплатным: государство продолжает выделять деньги на болезни украинцев, но появится внушительный перечень платных услуг.
Каждый сам за себя
В законе, который предложил министр Квиташвили, речь идет об автономии учреждений здравоохранения.
- В законопроекте предложено два больших изменения: изменение правового статуса учреждений здравоохранения и предоставление им автономии в управлении, а также изменения в финансировании системы охраны здоровья, - сообщил на презентации проекта министр Александр Квиташвили. - Предусматривается переход от бюджетного учреждения к форме государственного предприятия, коммунального предприятия или хозяйственного общества. Но при этом все они остаются в собственности государства.
То есть больницы фактически сами себя обеспечивают и зарабатывают. Государство отходит от принципа финансирования по количеству коек и предлагает оплачивать предоставленные услуги. По проекту после реорганизации больницы получают то оборудование, которое успело предоставить им государство, а дальше закон джунглей - каждый сам за себя.
- Но материально-техническую базу областных больниц и поселковых поликлиник и сравнивать нельзя. Нельзя сравнивать и оборудование в разных областных больницах, они существенно отличаются друг от друга, - говорит оппозиционный депутат Игорь Шурма. - Отличается и профессиональный уровень врачей и медперсонала. А жители небольших населенных пунктов тоже имеют право на качественные медицинские услуги.
Контрактная основа - залог дисциплины
Одно из новшеств проекта заключается в новом подходе к работе врачей. Министерство предлагает выдавать лицензии больницам и заключать контракты с персоналом. Все по западному образцу, именно так работают медучреждения, к примеру, в Америке.
Отдельным пунктом говорится о том, что медики не привязаны к одной поликлинике или больнице. Им официально разрешается заключать контракты с разными учреждениями. Фактически некоторые востребованные врачи и без того принимают пациентов в разных больницах, но теперь это предлагают ввести в образ жизни.
Пункт о контрактах поддерживают даже критики реформы. Считается, что это поможет повысить дисциплину среди врачей, что они будут заинтересованы принимать больше пациентов и работать качественнее. Ведь от количества предоставленных услуг напрямую будет зависеть их зарплата.
- А сегодня ввести жесткую дисциплину без контрактов нереально, - продолжил Игорь Шурма. - Главное, чтобы это не стало инструментом для вычищения старых кадров и заключения договоров только с лояльными людьми.
|
Один закон - еще не реформа
Депутаты и эксперты оценивают предложения Кабмина скептически, критикуют законопроект по духу и по сути. Говорят, что не родился еще на свете такой человек или правительство, которые бы одним законопроектом ввели реформу здравоохранения в Украине. Вместо единичного и непродуманного проекта нужен гармоничный пакет законопроектов, который бы позволил изменить юридическое, административное и финансовое отношение больниц и государства. Так что в лучшем случае предложения министра Александра Квиташвили можно рассматривать только как составную часть будущей реформы. Если говорить откровенно, называют это профанацией реформ. А дипломатично говорят так: "Украина - не Грузия, а медицина - не история". Эта фраза - прямой намек на прошлое нынешнего министра: грузина по национальности и историка по образованию.
Если резюмировать, то можно говорить так: законопроект сырой и нуждается в качественной доработке. Но зато у Министерства здравоохранения появился аргумент для критиков: смотрите, мол, мы стараемся, экспериментируем с законодательством и готовы выслушать ваши предложения.
СПРАВКА "КП"
Что меняет законопроект "О внесении изменений в некоторые акты об усовершенствовании законодательства по вопросам здравоохранения".
А В ЭТО ВРЕМЯ
Школам предложили "12-летку"
Не отстает от Кабмина реформаторов и Рада. Так, парламентский образовательный комитет в соавторстве с экспертами Минобразования разработал проект о том, чтобы ввести в Украине школьное образование длиной в 12 лет.
Среди плюсов, говорят, что с переходом на 12-летку наши аттестаты будут котироваться в Евросоюзе. Там годы учения делят между собой начальная, средняя и старшая школы. У нас предлагают пойти тем же путем и разбить школьные годы следующим образом: пять лет начальной школы, четыре года средней и три года старшей. Почти как в существующих школах, но с некоторыми отличиями в старшей школе.
Так, авторы законопроекта предложили отложить в сторону профильное обучение вплоть до 9-го класса. А после этого дети будут сдавать ВНО и тесты по профессиональной ориентации. Считается, что так дети лучше поймут, где им учиться дальше. После 9-го класса детей предлагают учить отдельно от "малолеток". Это может быть "профессиональный лицей" по типу существующего ПТУ. Второй вариант - "академический лицей", в котором детей будут готовить к тематическому вузу. Или же колледж, в котором надо будет отучиться четыре года, но после него у выпускников будет степень "младший специалист".
МНЕНИЕ УЧИТЕЛЕЙ
"Будет меньше желающих идти в вуз"
Любовь ХАВКИНА, профессор Харьковского национального университета:
- Сложно сказать однозначно, насколько это полезно. После двенадцати лет в школе будет меньше желающих учиться в вузах. Детям надоест, и многие после девятого или десятого классов пойдут в ПТУ, техникумы. А те, кто все-таки доучится 12 классов, будут стараться скорее стать финансово независимыми. То есть либо больше из них пойдут на заочную форму обучения, чтобы одновременно работать. Либо ограничатся получением статуса бакалавра и не пойдут дальше в магистратуру.
"10 лет школьного образования достаточно"
Лариса ПОНОМАРЕВА, заслуженный учитель, педагогический стаж 40 лет:
- Представьте себе, мальчик идет в школу в семь лет, через 12 лет ему исполняется 19. Взрослый мужчина. Что ему делать за школьной партой? Двенадцатилетнее образование совершенно нецелесообразно. Причем для всех - и для детей, и для страны. Взрослые ребята должны как можно раньше осваивать профессию. Так мы получим больше квалифицированных специалистов, профессионалов, а не увеличим источник поглощения бюджетных денег. Ведь если вводить новую систему образования, нужно разрабатывать новые методики, закупать новые учебники. Это все прожекты. Когда-то мы уже пытались переходить на такую схему, но она провалилась. Детям нечего учить 12 лет. Чтобы держать их в школе столько времени, нужно вводить фундаментальные науки. Однако специалистов, которые могли бы их преподавать, у нас нет. Да и зачем? Школьная программа сейчас и без того перегружена. Те же интегралы в старших классах совершенно не нужны.
Так что я лично считаю: 10 лет школьного образования более чем достаточно.