Загрузить еще

СМИ: Политические тролли России переключились с Украины на выборы

СМИ: Политические тролли России переключились с Украины на выборы
Фото: Политический троллинг - это реальный способ заработка для многих блогеров и просто пользователей соцсетей. Фото: соцсети

Антизападные и антиукраинские материалы, посты, заметки в российских СМИ, блогах и на страницах "случайных" пользователей в соцсетях появляются не просто так. Политическим троллингом занимаются люди, которые получают деньги за то, что целый день восхваляют одних и ругают других. О том, как устроен мир политического пиара в России и кто за ним стоит, разбирались журналисты "КоммерсантЪ".

- В конце 2013 года, после того как закончились выборы мэра Москвы, все стали понемногу готовиться к следующим региональным выборам. А это, в частности, мониторинг местных партий, наблюдателей, ассоциаций вроде "Голоса", где кто что планирует и в каких количествах. А потом резко стало не до наблюдателей — понадобилась оценка, кто как высказывается по Крыму. Кто против, кто был против Путина, но стал за Крым, как изменился расклад в мнениях. С этого момента наблюдатели региональных выборов могли хоть голыми на Красной площади прыгать, всем было все равно, - рассказал изданию источник близкий к структурам Кремля.

Многочисленные публикации в СМИ, блогах и соцсетях, которые носили характер откровенной антизападной и антиукраинской пропаганды, были проплачены (примерная зарплата по данным издания - 40-50 тыс рублей в месяц). Люди получали заработную плату, за что целый день восхваляли одних и обливали грязью других. Для многих эта была реальная работа. Есть задание - есть плата за его выполнение.

- Речь идет не просто о том, что мы все писали, мол, украинцы плохие, а русские хорошие. Тема Крыма и гражданской войны на Юго-Востоке Украины повлияла на много отраслей и хозяйства, и экономики, и внутренней политики в стране: например, это и введение антисанкций, когда приходилось объяснять людям их необходимость. В свою очередь украинской тематикой и теми же антисанкциями воспользовались российские кампании, заказывавшие продвижение собственной продукции, - рассказывает источник.

Журналисты "КоммерсантЪ" узнали об агентстве "Интернет-исследования" в Петербурге, "в котором работают прокремлёвские "тролли". В распоряжении сотрудников издания оказались технические задания, списки аккаунтов и другие документы, подтверждающие наличие проплаченных комментаторов. 

Однако, сейчас политические "тролли" понемногу стали переключать свое внимание с Украины и Запада на сентябрьские выборы в России.

- Это продукт, который нечем заменить: спрос на него постоянный, а рынок неэластичный. Больше, чем кризис, может повлиять политическая конъюнктура, как только те или иные темы перестанут быть актуальными, закончится и спрос на них, — рассказал изданию политтехнолог Дмитрий Таразанов.

Он отметил, что сейчас внимание этих агентств смещается с темы Украины к теме сентябрьских выборов и активизации оппозиции.

КАК ЭТО РАБОТАЕТ

Почему "заказные" материалы в интернете имеют такое большое влияние на людей, и они не в силах отличить правду от проплаченного пиара? По сути, правильно организованная кампания может сделать из любого преступника - ангела, и наоборот. О том, как политический пиар влияет на людей, и почему мы на него "ведемся", рассказала старший научный сотрудник факультета политологии Санкт-Петербургского государственного университета, кандидат психологических наук Инга Бурикова.

- Мы живем в век всестороннего информационного влияния. Разносторонняя информация различных субъектов влияния смешивается в общем информационном потоке. Для потребителя информации важно и ее количество, и ее качество. Но определять, какая информация качественная, а какая нет, население не всегда может. Поэтому, к сожалению, в итоге количество имеет решающее значение. Население нужно обучать работе с информацией, правильно ее оценивать, - рассказывает Инга Бурикова. - Единство подачи информации не только в телеэкранах, но и в интернете обеспечивает у потребителя правильный эмоциональный и фактологический эффект от влияния информации.

Классическая реклама не имеет влияния на человека, так как мы знаем, что на нас оказывается рекламное воздействие. То же самое и с любыми статьями в интернете, и с новостями газет и телеканалов, мы знаем, что в них есть доля той или иной пропаганды. Но эмоциональный фон формируется вне зависимости от того, согласны мы с информацией или нет, верим мы ей или считаем, что все ложь, эмоциональный градус негодования растет в любом случае. Сложнее с информационным эффектом. Даже если мы знаем, что все неправда, у нас не остается других фактов и слов для обсуждения. Это как вариант с "ложным выбором" — когда человека спрашивают, что он хочет — яблоко или грушу. Он вынужден выбирать из двух предложенных фруктов. Хотя, может быть, человек хотел съесть кусок мяса, - рассказал источник.